История журналистики

Тема №1. Современная зрубежная журналистика: предистория, некоторые особенности теории и практики.

1.Введение.

2.История становления зарубежной журналистики.

 Ключевые слова. История, теория, практика, пресса, проблема, информационное общество, глобализация, гражданское общество. Коммуникационные технологии, ментальность, медианасилие.

1аа

Объявление Узбекистаном своего политического суверените­та качественным образом преобразило положение республики на международной арене. Распад СССР в корне перекроил геополи­тическую ситуацию в мире. Завершилась холодная война, отпала необходимость в пропитанной коммунистической идеологией журналистике. В новых условиях серьезно изменились ориентиры и акценты международных СМИ. Узбекистан превратился в само­стоятельный субъект международных отношений, стал налажи­вать прямые контакты с другими странами, вошел в ООН. У рес­публики появилась возможность принципиально нового подхода к изучению мирового журналистского пространства, законов, пра­вил и условий, которые в нем традиционно господствуют, — для то­го, чтобы родина Авесты и Алпомиша, Ибн Сины и Алишера На­вои, Амира Темура и Бобура, край патриотов-просветителей и трудолюбивого народа как равный мог стать гармоничной частью мировой журналистики. Так возникла необходимость научного концептуального подхода ко всей совокупности ведущих структур­но-функциональных характеристик международных СМИ в целом по континентам и странам. Широкое поле деятельности открыл для исследователя и отказ от идеологических привязанностей, ранее отрицательно влиявших на объективность анализа.

Республика Узбекистан выбрала путь построения правового, демократического государства, создания гражданского общества. Выполнение этой важной задачи невозможно без овладе­ния положительным опытом экономических, политических и культурных достижений других народов, включая сферу массовой информации. На 48-й сессии ООН в сентяб­ре 1993 года было заявлено: «Узбекистан намерен настойчи­во идти к достижению приоритетных национальных целей в орга­нической связи с общими интересами мирового сообщества, в русле глубоких демократических процессов, характеризующих со­временный уровень его развития». Важнейшим общественным институтом, демонстрирующим эти интересы и уровень демокра­тических процессов, является мировая журналистика.

Формирование правового государства и сильного гражданского общества невозможно без массового участия в данных процессах самих граждан, их активной позиции в отстаивании своих прав.

Средства массовой информации являются основным показателем продвижения общества к статусу правового, демократического.

Шавкат Мираманович Мирзияев с первых дней своего Президентства стал уделять повышенное внимание дальнейшему развитию национальной журналистики, чтобы она стала настоящей четвёртой властью. Появились новые формы работы СМИ как «Международный пресс клуб», создано новое высшее учебное заведение по подготовке журналистских кадров, пресса стала более зубастой…

Таким образом необходимо отметить, за последние годы сделано много, чтобы приблизить национальную журналистику к мировым стандартам.

Сегодня, как никогда стало актуальным и важным изучение опыты СМИ зарубежных стран.

В новых условиях появилась потребность в реорганизации системы СМИ в соответствии с условиями рынка, в придании их содержанию духа плюрализма, поднятии их статуса до состояния четвертой власти и т.д. Понятно, что эти и другие свои ответст­венные задачи СМИ Узбекистана не могут решать в изоляции от международных наработок и критериев в области журналистики. Узбекистан составляет теперь часть мирового сообщества, и СМИ республики стали частью мировой журналистики. Полагаем, что настоящий курс будет способствовать повышению уровня зна­ний, профессионализма и сознания студентов-журналистов Узбекистана.

Курс «Современная зарубежная журналистика» какраз и ставит задачу ознакомить студентов с возникновением, историей и современным состоянием мировой журналистики. В процессе изучения курса студенты ознакомятся с основными предпосылками зарождения журналистики, этапом её развития и её современным состоянием. Особое внимание в курсе отводится изучению современных моделей СМИ в зарубежных странах, их роли в общественной и политической жизни своей страны, их влияние на свою аудиторию.

Материалы курса направлены на повышению уровня знаний студентов о месте журналистики в структуре общества и государства, о своеобразии журналистики зарубежных стран как института гражданского общества.

Особое внимание обращается на формирование журналистики как социального института в таких экономически развитых странах как США, Великобритания, Германия, Франция и т.д. Рассматривается при этом основные теоретические концепции современной зарубежной журналистики.

В процессе изучения даётся представление о ведущих печатных изданиях, телерадиокорпорациях, информационных агентствах, их роли в деле формирования общественного мнения, раскрываются новые тенденци, характерные для зарубежной журналистики в ходе их модернизации.

 

  1. История становления зарубежной журналистики

Любой предмет может считаться достаточно научным только в том случае, если он имеет ясно очерченный объект. Объектом нашего предмета является журналистика. Один из веду­щих теоретиков профессор Е.П. Прохоров выделяет пять основ­ных значений этого слова: 1) журналистика как особый социаль­ный институт, система различных учреждений; 2) журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института; 3) журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех об­ластей деятельности; 4) журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностя­ми; 5) журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации и образующих разнообразные типы изданий и программ. Учитывая многозначность термина (перечислены не все значения), отметим,

 

Что под словом «журналистика» мы будем подразумевать первое наболее полное его содержание — как особый социальный инсти­тут общества.

Основоположником журналистики в мировой науке принято считать жителя Майнца Иоганна Гутенберга. Изобретение им станка с подвижными литерами и выпуск в 1452-1455 гг. первого и второго томов Библии в количестве 200 экз. положили начало кни­гопечатанию и журналистике. На право считаться родоначальни­ками прессы претендуют и некоторые страны Азии (например, Ко­рея и Китай). Однако, не отрицая заслуг изобретателей этих стран, должны заметить, что их находки остались практически малоизвестными, тогда как «немецкое искусство», так назвали то­гда открытие Гутенберга, уже вскоре широко разошлось в Европе, а затем и в мире.

Наш курс посвящен современной зарубежной журналистике, поэтому считаем необходимым сказать вкратце о предпосылках ее появления. Журналистика представляет собой достаточно сложную сферу общественно-политической жизни. Для ее возник­новения были нужны, как минимум, письменность, устные или ру­кописные тексты особого рода (такие, которые мы сегодня назы­ваем информационными или публицистическими), бумага, краска и др. Для создания письменности, которую можно считать одним из выдающихся достижений человечества, в свою очередь, был нужен алфавит и т.д. Каждая из этих предпосылок журналистики появилась в разное время и прожила своеобразную жизнь. Есть свидетельства, что краска была изобретена 15 тысяч лет назад, возможно, она была первой в ряду элементов, из которых впо­следствии сложилась журналистика. Многоэтапную и неоднознач­ную эволюцию пережили различные виды алфавита. Бумага была создана в Китае во II в. до н.э. Разнообразные типы коммуника­ции, без которых журналистика также была бы невозможна, скла­дывались в течение веков и тысячелетий.

Вклад Азии, Туркестана и Узбекистана в мировую журна­листику. В формирование предпосылок журналистики немалую долю внесли и народы Центральной Азии, в частности — Узбеки­стана. Это касается, в первую очередь, развития публицистики и почтово-транспортных коммуникаций. Истории публицистики в ан­тичные и средние века посвящена книга профессора В.В. Учено- вой1. Однако уважаемым автором в объект исследования не был включен опыт публицистической и коммуникационной деятельно­сти народов Передней и Центральной Азии, которые внесли ве­сомый вклад в развитие мировой культуры, не учтен расцвет ци­вилизации, известной под названием «мусульманский Ренессанс». Как упоминает профессор Ф.А. Муминов, в государственном ап­парате Исмаила Самани было десять диванов, которые выполня­ли роль своеобразных министерств. Один из них, «Деван сахиб ал-барид», выполнял функции министерства внутригосударствен­ной связи и коммуникаций.2

Своевременное получение оперативной информации было хорошо организовано и в государстве Амира Темура. В своей ра­боте «Уложение», в частности, в отделе «Постановление для под­держания сношений и получения сведений о состоянии государ­ства, областей, народа и армии», выдающийся полководец писал: «Я желал, чтобы на всякой границе, во всякой провинции, в каж­дом городе и при армии был корреспондент. Его обязанностью было уведомлять Двор о действиях и поведении правителей, на­рода и солдат, о положении моих войск, моих соседей, он пред­ставлял точный очерк о вывозе и ввозе товаров и произведений, о прибытии и об отъезде иностранцев и караванов всех стран. Этот корреспондент при помощи своих сношений знал все действия ханов, имел сведения о всех мудрецах и ученых, которые, хотя бы из самых отдаленных стран, были расположены перейти ко мне на службу. От таких докладов я требовал самой строгой правди­вости. Если он уклонялся от истины и не давал точного отчета о событиях, ему отсекали пальцы… Я настоятельно требовал, что­бы эти известия были мне представляемы ежедневно, ежене­дельно и ежемесячно»1.

Коммуникация, в том числе массовая, была непременным ус­ловием возникновения и существования многочисленных госу­дарств на территории Центральной Азии в период раннего и зре­лого средневековья.

Интересна история общественной, религиозной, философ­ской и политической публицистики. В странах Востока устная и письменная допечатная публицистика, наряду с общими прису­щими другим государствам чертами, имела много свойственных лишь этому региону особенностей. Следует заметить, что бурные социально-экономические и революционно-политические измене­ния, а также антагонистические идейные противоборства, свойст­венные западноевропейской истории, восточным странам были свойственны в меньшей степени. Народы Арабского полуострова в домусульманский период сравнительно меньше соприкасались с культурами других народов, например, Греции, Рима, Византии, Персии. В то же время у арабов существовали развитая самобыт­ная литература, фольклор, богатое устное и письменное поэтиче­ское творчество. Так, Персия имела богатую древнюю культуру. И, хотя находилась в соприкосновении с Грецией, Византией и Индией, лишь отчасти была носительницей их традиций. Жизне­деятельность персидского государства строилась в основном на опыте своего народа, на древних религиях — зороастризме, пар­сизме.

Произведениями, носившими черты публицистичности, явля­лись здесь хроники династий персидских царей, где фиксирова­лись и выделялись наиболее примечательные стороны правителя с целью поучения и назидания современникам. Каменные и на­стенные надписи из Авесты, широкое распространение культа ре­лигиозных обрядов и регламентация норм жизни простолюдина также помогали накоплению опыта широкого оперативного обще­ния с массами, пропаганде среди них актуальной общественной мысли.

Объединение исламом в Арабском халифате огромного числа государств разнородных по уровню культуры и хозяйственной жизни, привело к активизации общественно-политической, эконо­мической, торговой и научной деятельности народов этого регио­на. Мусульманский Ренессанс представлен расцветом научной мысли не только в математике, естествознании, астрономии, ме­дицине, философии, но и в теологии, в разработке и соотнесении сложных проблем религии с достижениями логики, методами ар­гументации, а также на уровне соотнесения критического разума с реалиями жизни, с повседневной практической деятельностью людей. Углубление в явления жизни приводило к анализу челове­ческих ценностей в трансцендентальном, космогоническом плане, с одной стороны, и в земном, реально-практическом — с другой. Именно этим объясняется необычная острота, «публицистическая полемичность» многих литературно-поэтических и религиозно- философских произведений стран Передней и Центральной Азии в период средневековья (Омар Хайям, Дехлеви, Алишер Навои и

др.).

Допечатная публицистика мусульманских стран ярко обнару­живается в религиозной, философской литературе, но более все­го в поэзии. Рубаи, мухаммасы, кытъа, дастаны, месневи, помимо воспевания любви, возлюбленных и красот природы, посвяща­лись также злободневным социальным вопросам, например, одобрению или порицанию властей, воспеванию добродетели, осмеянию зла, жестокости, несправедливости. В отличие от за­падноевропейского опыта, на Востоке о негативном чаще говори­ли не открыто и прямо, а в скрытой форме, подтекстом, с помо­щью указаний на факты истории, либо проведения параллелей с притчами, сказаниями других народов, а также со ссылкой на эпос о животных, где героями являются птицы, домашние и дикие зве­ри. Такова одна из особенностей публицистики Востока средневе­кового периода.

В то же время в восточной литературе, особенно в персоя- зычной поэзии, было немало смелых и незаурядных авторов, по­этов, которые говорили подлинно публицистическим языком — ост­рым, искрометным языком сатиры и обличений. Среди них — Омар Хайям, Рудаки, Ширази.

Тюркоязычная письменная публицистика, хотя и имеет давние традиции, но берет свое начало в основном от произведений Алишера Навои, который, использовав по форме сложившиеся до него традиции написания поэтической «Хамсы», подверг ее как бы самостоятельной обработке, пропустил характеры, чувства и мысли героев через реальную действительность своего времени и сделал их живыми и близкими новым читателям — тюркам. По­мимо того, в тексты своих поэм Навои включил немало личных наблюдений, замечаний, оценок правителей своей и других стран, нравов людей, то есть темы, злободневные и близкие людям.

Допечатные журналистика и публицистика, в том числе стран Востока, были синкретичными и входили в тексты научных, лите­ратурных, исторических, религиозных произведений, они напол­няли их современностью. Нерв публицистики — это злободнев­ность, политичность, полемичность. У каждого времени и у каждого народа всегда были свои животрепещущие вопросы — войны и мира, торговли, хозяйственного и культурного развития. Но наиболее актуальными, практически всевременными, явля­лись вопросы религии и обустройства жизни общества, государ­ства.

О том, как именно синкретическая практическая публицистика подвергалась обработке, как становилась мобилизующей силой, наукой и практикой в странах Востока, пока сказать что-то точное и полновесное трудно. Эта тема еще ждет своих исследователей. Многие литературные, исторические, научные произведения среднеазиатских авторов с точки зрения публицистики не подвер­гались еще серьезному теоретическому анализу. Так, Фараби соз­дал известный фундаментальный труд «Воззрения жителей доб­родетельного города», где были подняты важные социально- политические вопросы о государстве, обществе, правителях и нравах людей. А в произведениях Алишера Навои поднимаются актуальные проблемы творческого мастерства литераторов, ху­дожников, музыкантов.

Роль Европы и США в зарождении и утверждении миро­вой журналистики. Журналистика по самой своей сути пред­ставляет массовое демократическое явление. Своей демократич­ностью был известен уже античный мир. Однако античную свобо­ду слова еще нельзя назвать настоящей демократией, так как она в значительной мере была основана на рабстве. Начало подлин­но политическим свободам в обществе и современной мировой журналистике было положено в Англии в период европейского Возрождения. «Большинство историков согласны с тем, что при­митивные зачатки официальной защиты, которая одна только и могла сделать свободу выражения мнений истинным фактом об­щественной жизни, появились не раньше, чем приблизительно в Х111 веке в Англии. В 1215 г. ныне знаменитая Великая хартия вольностей увенчала усилия вспыльчивых английских баронов заставить короля Иоанна ясно признать их определенные права. Под давлением баронов король на лугу Раннимид подписал зна­менитый документ».[1] 39-я и 40-я статьи Хартии впервые в истории народов гарантировали право гражданина на честное судебное разбирательство перед судом присяжных. Этот документ дейст­вителен до сих пор и предопределяет английскую конституцию. Но свобода слова прошла долгий и трудный путь, прежде чем стала свершившимся фактом в Англии, Франции, Америке и дру­гих странах. Решающую роль в ее утверждении, наряду с осталь­ными документами и реальными демократическими свободами, сыграло европейское Возрождение.

Возрождение, начавшееся в конце Х1У в. массовым открыти­ем мануфактурных мастерских и артелей в Италии, затем распро­странилось на Францию, Англию, Германию и другие страны. Од­ним из знаковых, сыгравших особую роль в достижениях Ренессанса стало изобретение книгопечатания. На первых этапах западного Возрождения большой популярностью пользовались восточные ученые. Если первой в мире печатной книгой была Библия, то уже вскоре, в 1473 г. был опубликован «Канон врачеб­ной науки» великого Ибн-Сины. Известный исследователь его творчества Абдусодик Ирисов пишет, что «Канон» или его части печатались в 1476 и 1497 гг. в Падуе, в 1482, 1486 и 1500 гг. в Ве­неции, в 1527, 1544, 1555, 1595 и 1608 гг. в Генте. Всего к концу ХУ в. «Канон» был напечатан 15 раз, в ХУ1 в. 20 раз на латинском языке.[2]

Исследователи периода Возрождения ( А.А. Горфункель и др.) не раз отмечали, что Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс) были великими авторитетами для философских и тео­логических кафедр университетов средневековья и первой поло­вины Возрождения.

Первая ежедневная европейская газета была напечатана в Лейпциге издателем Тимофеусом Ритцшем в 1590 г. Она выходи­ла в виде листка и называлась «Поступившие новости». В 1600 г. Ритцш стал издавать газету «Только что поступившие новости о военных и всемирных событиях». В 1609 г. стали выходить первые европейские еженедельные газеты — «Реляцион» в Страсбурге и «Авизо» в Вольфенбюттеле. Публикацию новостей в собственной обработке начал в 1620 г. во Франкфурте-на-Майне служащий ко­ролевской почты Иоганн Биргден — его с известной степенью ус­ловности можно назвать первым в истории журналистики обозре­вателем. С небольшими перерывами газеты с названиями «Что где случилось?», «Сообщения», «Газета, достойная запоминания» или вовсе без названия стали выходить в Аугсбурге, Кельне, Гам­бурге и Берлине. Объемы газет были разные, от двух до восьми полос. В отличие от сегодняшних, издания того времени были те­матически универсальными и разнообразная информация в них давалась рядом, без перебивок и отделения материалов заголов­ками.

Своя периодическая печать возникла и в Нидерландах. В 1616-1619 гг. здесь выходили газеты «Курант», «Тийдинген ют вер- шейде квартерен». Город Амстердам, в котором в 1645 г. публико­валось 10 газет на различных языках, некоторые ученые считают родиной международной журналистики. Так, именно здесь в 1620 г. появилась первая газета на французском языке «Курант д’Итали э Альмано». С 1631-1632 гг. начали выходить парижские газеты «Нувель ординер дэ дивер андруа», «Газет», «Рельсон дэ нувель дю монд ресю ту ле муа». Их издателем считается врач и летопи­сец Людовика Х111 Теофраст Ренодо.

Первая газета на английском языке, сначала без названия, потом под названием «Куран ату оф Итали, Джермани» — выходила в Амстердаме. Первая газета на местном языке в самой Англии, «Ньюс букс», стала печататься в 1622 г. В Лондоне первое издание на английском языке появилось также в 1622 г. и называлось «Еженедельные новости». В Италии первые газеты были без на­званий и печатались в 1639-1646 гг. в Генуе. В Швеции издания газетного типа «Гермес готикус» стали печататься в 1624 г. Так на­чалось массовое распространение периодической печати в Европе.

Активизация общественно-политической жизни в условиях Ренессанса сильно влияла на журналистику, которая развивалась и приобретала первые специфические для нее формы, все более теряя книжный вид. В ХУ1-ХУ11 вв. вся Европа была охвачена Ре­формацией — религиозной по форме борьбой протестантов против католиков, по сути это было движение народных масс, и прежде всего крестьянства, против диктата Рима и местных властей. Как пишет профессор В.В. Ученова, в первых десятилетиях ХУ11 в. в Базеле, Париже, Цюрихе, Страсбурге, Майнце, Бамберге, Эрфур- те, Бреслау, Лейпциге, Дрездене, Аугсбурге, Нюрнберге печата­лись «летучие листки», которые превратились в оперативную хро­нику своего времени. Они продавались на рынках, распространялись среди людей, читались вслух безграмотным. Известный деятель католической церкви, посланник Папы римско­го Кохлеус, который посетил Франкфурт в 1521 г., с негодованием доносил в письме в Рим, что осенняя книжная ярмарка в этом не­мецком городе заполнена листовками против Папы. В годы Ре­формации газеты, журналы, листовки и книги впервые заявили о себе как о весомой и влиятельной политической силе, то есть стали социально-политическим институтом общества.

Значительным этапом на историческом пути становления и формирования современной международной журналистики стала памфлетная публицистика Английской революции ХУ11 в.- одного из важнейших политических событий мирового значения того времени. Революция была продиктована появлением в ХУ1-ХУ11 вв. класса предпринимателей, росту и развитию которого упорно сопротивлялся Виндзорский двор. «Официальная концепция про­исхождения королевской власти и государства накануне револю­ции нашла отражение в многочисленных посланиях Карла I пар­ламенту. Карл I и его сторонники отстаивали идею божественного происхождения королевской власти»1, тогда как предприниматели добивались ограничения королевской власти и феодалов. Актив­ная борьба между развивающимися производительными силами и властью привела к революции.

Наиболее яркой приметой Английской революции ХУ11 в. ста­ла памфлетная публицистика. И.В. Трубицына пишет, что англий­ский издатель ХУ11в. Д. Томпсон имел в своей коллекции 15 тыс. памфлетов, появившихся с 1640 по 1663 гг. 1642 г. был годом

л острой полемики между королем и парламентом, именно в этот период в коллекции Томпсона зарегистрировано около 2 тыс. памфлетов.[3]

Под памфлетом в ХУ11 в. в Англии имелось в виду не совсем то, что мы понимаем ныне — острое критическое публицистическое произведение, направленное на разоблачение и уничтожение со­циального зла, а просто большинство критических выступлений в печати на разные темы, критические очерки и даже критические речи на заседаниях английского парламента. Встречались и пам­флеты в стихах — их называют басней. Современное значение слово «памфлет» приобрело значительно позже.

Памфлетная публицистика Англии ХУ11 в. имела много тем и направлений. Обратим внимание на те, которые способствовали формированию и проблематике международной журналистики конца ХХ в. Одной из таких тем стала идея Общественного дого­вора, выдвинутая антимонархистами и означавшая непризнание божественного происхождения власти короля. Борьба шла то в стенах парламента, то в газетах, но главным образом на страни­цах печатных изданий.

Самыми известными публицистами Англии ХУ11 в. стали Джон Мильтон, Джон Лильберн и Джерард Уинстенли. Анализ блестя­щей памфлетистики этих мыслителей не входит в задачу настоя­щей работы. Однако о двух фактах, повлиявших на дальнейшее развитие мировой журналистики, мы должны сказать: о Конститу­ции Лильберна и об «Ареопагетике» Мильтона. «Джон Лильберн, великий вождь левеллеров, был первым, кто предложил создать писаную Конституцию, гарантирующую человеческие права и под­лежащую соблюдению парламентом и королем. Он отказался принести присягу, которая вынудила бы его давать показания против самого себя. Судьи за это оштрафовали его на 500 фунтов и приказали раздеть его и выставить у позорного столба, а затем отправить в тюрьму».[4] Необходимо сказать и о знаменитой «Арео­пагетике». Так называлась «Речь о свободе печати парламенту Англии», которую Мильтон произнес в 1644 г. В 1586 г. английская Звездная палата, т.е. королевское правительство, приняло закон о печати, в котором было положение о цензуре. Впоследствии цензура была отменена, однако во времена Мильтона вновь вос­становлена. Главной идеей «Ареопагетики» был призыв к парла­менту отменить вновь введенную цензуру. Речь Мильтона оказала большое влияние на общественную мысль и ход исторических со­бытий, в защиту свободы слова и печати в Англии, Европе и США, в том числе и на подготовку Великой Французской революции.

Несомненно, что революцию ХУШ в. во Франции подготовило Просвещение, выдающимися представителями которого стали Вольтер, Монтескье, Дидро, Д’Аламбер и Руссо. Хотя «Энцикло­педия» в 1759г. была запрещена цензурой, тем не менее, ее про­должали тайно печатать, и в 1765 г. издание было завершено.

В конце ХУШ в. во Франции была основана группа политиче­ских газет; это совпало с началом Великой Французской револю­ции. И здесь, подобно Англии, классом, который актуализировал революцию, стали предприниматели. Однако подлинный дух и прогрессивный смысл придали революции сторонники Просвеще­ния. Они подвергли острой критике все прежние оценки и крите­рии в области религии, права, экономики, места и роли короля и его правительства. Французские просветители прославились сво­ей ученостью, гуманизмом и в то же время беспощадной и бес­компромиссной борьбой с реакцией и устарелыми догматами. Импульс французским событиям придала также борьба за неза­висимость от Англии Северных штатов в Америке и принятие ими Декларации о независимости США (1776).

Деятели Французской революции в полной мере оценили возможности печати и активно использовали ее в борьбе с поли­тическими оппонентами. Поэтому первый год революции, 1789-й, признан колыбелью французской политической печати. Большим для того времени тиражом- 12 тыс.экз.- расходилась газета «Гене­ральные штаты». Ее издателя Мирабо соотечественники называ­ли «Львом революции». Наиболее распространенными изданиями стали «Друг народа» Ж.П.Марата, «Защитник Конституции» М.Робеспьера, «Французский патриот» П.Бриссо, «Революции Франции и Брабанта» К.Демулена.

Газеты появлялись и исчезали довольно быстро, всего их вышло несколько сотен. Некоторые успели опубликовать лишь несколько номеров, другие продержались дольше. Средний тираж составлял порядка 400 экз. Бумага, хотя и плохого качества, а также типографские услуги стоили дорого. В этот период в печати стала активно использоваться реклама, появились вечерние из­дания. Было много газет с одинаковыми названиями — «Курьер», «Бюллетень», «Трибюн», «Газетт», «Аннал», «Хроник», «Корреспон- данс» и др.

Французская революция конца ХУШ в. преобразила мировую журналистику. Печать получила резкое развитие, она дифферен­цировалась на роялистскую (официальную), якобинскую (револю­ционную) и демократическую (народную, для широких масс).Так сложился новый облик печати как средства политической борьбы. Свобода человека- впервые заявившая о себе демократия была объявлена священной, она стала главной целью и лозунгом рево­люции. В эти годы была принята Декларация прав человека и гражданина — выдающийся исторический документ. Она явилась логическим продолжением развития человеческой цивилизации и внесла большой вклад в утверждение свободы слова в мировом масштабе. Уже первая статья Декларации гласила: «Люди рожда­ются и остаются свободными и равными в правах». Считается, что определенное влияние на подготовку текста Декларации оказал Томас Джефферсон, в то время посол США во Франции.

Параллельно с событиями во Франции, а частично и до них, активно развивалось движение за свободу печати в США- перво­начально колонии Англии, носившей название «Новая Англия». И здесь борьба возникла в 1770-х годах сначала на газетных поло­сах.

Годом рождения свободы печати в США считается 1734 г., когда состоялся судебный процесс против издателя «Нью-Йорк уикли джорнэл» Джона Зингера. Иск против Зингера подал став­ленник английского правительства, губернатор колонии Уильям Косби. Английские губернаторы имели в то время в США неогра­ниченную власть. Они могли объявить клеветнической любую статью, которая им не нравилась. Однако времена менялись. Из­дание Зингера действительно остро критиковало Косби, но адво­кат издателя Эндрю Хэмилтон смог доказать, что приведенные газетой факты соответствуют истине. Суд присяжных оправдал Зингера, Косби потерпел поражение.

Одной из наиболее видных фигур американской революции 1776 г., в результате которой страна получила независимость от Англии, стал Томас Пейн — один из лучших политических публи­цистов в истории мировой журналистики. Газеты с его пламенны­ми статьями широко расходились по всей стране. Памфлет Пейна «Здравый смысл» (1776) оказал влияние на авторов Декларации независимости.

Исключительно важную роль в истории свободной американ­ской журналистики сыграло то, что свободу печати здесь с самого начала поддержали отцы-основатели государства. Так, ярым сто­ронником свободы печати был Томас Джефферсон, который еще в 1787 г. сказал:: «Если бы у меня был выбор между правительст­вом без газет или газетами без правительства, то я без колебания предпочел бы последнее».[5] Джеймс Медисон, четвертый прези­дент страны, говорил, что знания, которые несут народу демокра­тические СМИ, всегда восторжествуют над невежеством. Он счи­тал, что право решать, какие публикации в СМИ вредны, а какие нет, «есть приоритет народа над правительством, а не правитель­ства над народом».[6]

Фундаментальной предпосылкой, создавшей самую свобод­ную журналистику в мире, стали Конституция Соединенных Шта­тов и Первая поправка к ней, которая приобрела силу закона в 1791г. и гласила: «Конгресс не должен издавать ни одного зако­на…, ограничивающего свободу слова или печати». Конституция США и Первая поправка были основаны на свободолюбивой фи­лософии европейских мыслителей, в том числе работе Джона Локка «Два трактата о правлении». Это произведение фактически «заложило интеллектуальную основу «Славной революции» 1688-­1689 гг., свергнувшей династию Стюартов, приведшей на престол Вильгельма III Оранского и его супругу Марию и предвосхитившей создание английского Билля о правах. Фактически второй трактат явился философской основой американской Декларации незави­симости и Конституции Соединенных Штатов Америки».[7]

Журналистика США заложила ряд тенденций, присущих как журналистике прошлого, так и сегодняшней. Некоторые из них: основание желтой прессы и сенсационной журналистики, созда­ние объективного репортажа, движение «разгребателей грязи», классические журналистские расследования, большое количество фондов и премий для поощрения журналистов и др.

Современная международная журналистика уже в своей ос­нове имела ряд предпосылок. Во-первых, это передовые литера­турные и философские сочинения авторов многих стран о необ­ходимости и полезности для всеобщего прогресса свободы духа, слова и самого человека. Во-вторых, это произведения выдаю­щихся публицистов разных времен и народов, посвященные за­щите свободы печати. В-третьих, это политические документы, такие, как «Великая хартия вольностей» (Англия, 1245 г.), «Билль о правах» (Англия, 1689 г.), «Декларация прав человека и граждани­на» (Франция, 1789 г.) Конституции стран Европы и США, Первая поправка к Конституции США (1791 г.), «Всеобщая декларация прав человека» (принята ООН 10 декабря 1948 г.), «Международ­ный пакт о гражданских и политических правах» (принят ООН 16 декабря 19б6 г.), «Заключительный акт Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе» (принят 1 августа 1975 г. в Хель­синки) и др. В-четвертых, это технические достижения, резко рас­ширившие границы и возможности мышления и действий человека: изобретение печати, телеграфа, телефона, линотипа, ротационной машины, радио, телевидения, Интернета и др.

 

Литература

Абдуазизова Н. Туркистон матбуоти тарихи.Т. 2001.

Ахунджанов Э.А. Письменная культура Средней Азии.Т.: 2000.

Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М.: 1997.

Бе^будий М. Танланган асарлар.Т.: Маънавият. 1997.

Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетий. Печать, телевидение и радио Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.:1997.

Жадидчилик: исло^от, янгиланиш, мустакиллик ва тараккиёт учун кураш.Т.:Университет. 1999.

Журналистика в переходный период. Проблемы и перспекти­вы. М.:1998.

Засурский Я.Н. Искушение свободой(Российская журналисти­ка: 1990-2004) М.: 2004.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативи­стика. М.:1995.

Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. Артикль Х1Х. Пер. с англ. М.:1994.

Гомиен Д. Комментарий к европейской конвенции о защите прав человека. М.,1995,

Законодательство о средствах массовой информации. М.:1999

Вороненкова Г.Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописно­го листка до информационного общества. Национальное своеоб­разие СМИ Германии. СПБ: 2000.

Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. СПб: 1999.

Каримов Н. Истиклолни уйготган шоир.Т. 2000.

Кашлев Ю. Массовая информация и международные отноше­ния. М.: 1989

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М.: 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: 2002.

Маънавият юлдузлари. Т. 1999.

Майн Херманн. Средства массовой информации ФРГ. Пер. с нем. Бонн.:1995.

Муминова Ф.И. Современная международная журналистика: проблемы и тенденции. –Ташкент. Университет мировой экономики и дипломатии, 2006.-192 стр.

Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ. СПБ:1996.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. Алматы: 1996.

Мильтон Д. О свободе печати. История печати: Антология. М.: 2001.

Саламон. Всеобщая история прессы. Пер. с нем. М.: 2000.

Сергеев Г.И. От Дибао до «Женьмин Жибао». Путь в 1200 лет(История средств массовой информации Китая).М.:1989.

Сиберт Ф. Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: 1998.

Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.: 1997.

Internatijnal Encyclopedia of Communications Publised Joinitly with the Annerbery School of Communications. Univ.of Pensilvania- Oxford Univ. Press. NY, Oxford. 1989. Vol. 1-4.

Doris A. Graber. Media power in Politics. Tried Edition. Washing- ton.1994.

Everette E.Dennis. Jonh C. Merriel. Media Debats. Issuses in Mass Communication. New York.1991

The Media in Britain. London. 1994.

Radio and television in Turkey. Ankara. 1996.

Journal of central Asian Media Studies. Almaty. 1995.

International Centre for Media studies.( ICMI). Malaesia. 1995.

__________________________________________________

[1] Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. С. 280.

[2] Ирисов А. Абу Али ибн Сино хаети ва ижодий мероси. Т.: «Фан», 1980. С. 97.

[3] Трубицына И.В. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции ХУ11 в. (проблемы, доктрины, авторы). Вестник Моск. ун-та. Се­рия Журналистика. 1978, №4. С. 53-69.

[4] Ламбет. Приверженность журналистскому долгу. С. 281.

[5] О Соединенных Штатах Америки. Средства массовой информации. Нью-Йорк: ЮСИС, 1994. С. 1.

[6] О Соединенных Штатах Америки. Средства массовой информации. С. 2.

 1а

 

ЎзМУ Журналистика факультети доценти Шавкат Миралимов  ушбу фан маърузалари матнини тайёрлашда яқиндан ҳамкорлик қилиб, амалий ёрдам берган профессор Фотима Мўминовага ва унинг ўқув қўлланмаси асосида ишимизга кўмаклашган тадқиқотчи  Муҳайё Саидовага самимий миннатдорчилик изҳор этади.

Шавкат МИРАЛИМОВ: Спасибо за внимание. До встречи на следующих видеоуроках.

Берегите себя.

Вам может также понравиться...

Ответов: 4

  1. Муҳайё:

    Жуда таниш матнлар:(

    • Маъруза адоғида ўша матнлар муаллифи ҳисобланмиш профессор Фотима Мўминовага ташаккур изҳор этилганини кўрдингизми? Маданиятли, маърифатли ўқитувчи асл муаллифнинг меҳнатини мана шундоқ қадрлайди. Қанийди бир пайтлар менинг «Паблик рилейшнз ва матбуот хизматлари» деб номланган маърузалар тўпламимдан фойдаланган ҳамкасбим ҳам асл муаллифи бўлган Тўлқин Эшбекнинг номини шундоқ кўрсатиб қўйганида! Ўшанда уни ҳақиқий маърифатпарвар дея олқишлардик. Ваҳоланки, у уялмай-нетмай ўзини муаллиф деб ёзиб қўйиб «Кўчирмакаш» номини олди, минглаб интернет кузатувчилари кўз ўнгида ўзини ўзи шарманда қилди… Уям, буям ёш ўқитувчиларга катта сабоқдир.

  2. Здравствуйте, дорогие преподаватели! Очень интересный и обширный материал. Историю необходимо изучать, искать факты, по мимо источников, важно узнавать историю от первых лиц.
    История журналистики очень своеобразна своими взлетами и падениями. Так как журналистика является важнейшей составляющей социального общества, от нее зависит настоящее и будущее страны и мира.
    Журналистика нашей страны также потерпела множество испытаний. Я считаю самыми сложными временами для узбекских журналистов были 90 годы примерно до 05 года. После чего был долгий застой настоящей журналистики (хочу подчеркнуть что это мое мнение).
    Сегодня узбекская журналистика почти соответствует к мировым стандартам. Информативно, оперативно, объективно. Для достижения новых высот, нужно действовать уже нам, юным журналистам, исходя их опыта наших коллег старшего возраста и опираясь не только на тенденцию мира, а на истинный смысл данной деятельности.
    Спасибо за учебный материал. Берегите себя, будьте здоровы!

  3. (почему-то мой комментарий исчез, отправляю заново)
    Как много прошло времени с тех пор, как появились первые печатные издания.. первый радиосигнал, первая спутниковая передача.. первое соединение со всемирной сетью..
    Мировая журналистика всё это время прогрессировала. Бывали времена, когда она была на высоте, и когда до неё мало кому было дело.
    Всё же, она — связь аудитории со всем, что происходит в мире. Сотни штатных и внештатных журналистов ежедневно собирают, обрабатывают, публикуют информацию, направляя ее в массы. Каждую секунду, каждую минуту, всё информационное пространство кишит новостями.
    Да, нашу журналистику еще нельзя назвать тем, о чем говорят «на высоком уровне», но и журналистикой «низкого класса» её называть неправильно. В журналистике каждой страны, какой бы она не была, есть свои плюсы, свои минусы, своя изюминка. Журналистика очень многогранна и это даёт многим «новичкам» понять, в каком направлении они собираются двигаться дальше.
    Не бывает абсолютной объективности в журналистике также, как не бывает стопроцентной свободы слова, но это не мешает журналистам выражать свое мнение, бороться с несправедливостью и за свою неприкосновенность. Возможно, всё это рискованно, но разве человек, собравшийся связать себя с данной профессией, не задумывается о возможных рисках?
    История журналистики Узбекистана помогает взглянуть на современные реалии без «помутнения» в глазах. Да, у нас не всегда достаёт объективности, честного критицизма и правдивости. Не всегда хватает достоверной информации, не всегда журналисты подходят к своему делу ответственно. Но это лишь «не всегда». Всё же, значительное большинство вкладывает свои силы, свой ум, все свои способности в то, что считают действительно «своим». Добросовестные журналисты, искренне посвященные в события, происходящие ежедневно, всегда помогут различить правду от лжи, критику от злых комментариев, объективную от субъективной информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *