История журналистики
Тема №1. Современная зрубежная журналистика: предистория, некоторые особенности теории и практики.
1.Введение.
2.История становления зарубежной журналистики.
Ключевые слова. История, теория, практика, пресса, проблема, информационное общество, глобализация, гражданское общество. Коммуникационные технологии, ментальность, медианасилие.
Объявление Узбекистаном своего политического суверенитета качественным образом преобразило положение республики на международной арене. Распад СССР в корне перекроил геополитическую ситуацию в мире. Завершилась холодная война, отпала необходимость в пропитанной коммунистической идеологией журналистике. В новых условиях серьезно изменились ориентиры и акценты международных СМИ. Узбекистан превратился в самостоятельный субъект международных отношений, стал налаживать прямые контакты с другими странами, вошел в ООН. У республики появилась возможность принципиально нового подхода к изучению мирового журналистского пространства, законов, правил и условий, которые в нем традиционно господствуют, — для того, чтобы родина Авесты и Алпомиша, Ибн Сины и Алишера Навои, Амира Темура и Бобура, край патриотов-просветителей и трудолюбивого народа как равный мог стать гармоничной частью мировой журналистики. Так возникла необходимость научного концептуального подхода ко всей совокупности ведущих структурно-функциональных характеристик международных СМИ в целом по континентам и странам. Широкое поле деятельности открыл для исследователя и отказ от идеологических привязанностей, ранее отрицательно влиявших на объективность анализа.
Республика Узбекистан выбрала путь построения правового, демократического государства, создания гражданского общества. Выполнение этой важной задачи невозможно без овладения положительным опытом экономических, политических и культурных достижений других народов, включая сферу массовой информации. На 48-й сессии ООН в сентябре 1993 года было заявлено: «Узбекистан намерен настойчиво идти к достижению приоритетных национальных целей в органической связи с общими интересами мирового сообщества, в русле глубоких демократических процессов, характеризующих современный уровень его развития». Важнейшим общественным институтом, демонстрирующим эти интересы и уровень демократических процессов, является мировая журналистика.
Формирование правового государства и сильного гражданского общества невозможно без массового участия в данных процессах самих граждан, их активной позиции в отстаивании своих прав.
Средства массовой информации являются основным показателем продвижения общества к статусу правового, демократического.
Шавкат Мираманович Мирзияев с первых дней своего Президентства стал уделять повышенное внимание дальнейшему развитию национальной журналистики, чтобы она стала настоящей четвёртой властью. Появились новые формы работы СМИ как «Международный пресс клуб», создано новое высшее учебное заведение по подготовке журналистских кадров, пресса стала более зубастой…
Таким образом необходимо отметить, за последние годы сделано много, чтобы приблизить национальную журналистику к мировым стандартам.
Сегодня, как никогда стало актуальным и важным изучение опыты СМИ зарубежных стран.
В новых условиях появилась потребность в реорганизации системы СМИ в соответствии с условиями рынка, в придании их содержанию духа плюрализма, поднятии их статуса до состояния четвертой власти и т.д. Понятно, что эти и другие свои ответственные задачи СМИ Узбекистана не могут решать в изоляции от международных наработок и критериев в области журналистики. Узбекистан составляет теперь часть мирового сообщества, и СМИ республики стали частью мировой журналистики. Полагаем, что настоящий курс будет способствовать повышению уровня знаний, профессионализма и сознания студентов-журналистов Узбекистана.
Курс «Современная зарубежная журналистика» какраз и ставит задачу ознакомить студентов с возникновением, историей и современным состоянием мировой журналистики. В процессе изучения курса студенты ознакомятся с основными предпосылками зарождения журналистики, этапом её развития и её современным состоянием. Особое внимание в курсе отводится изучению современных моделей СМИ в зарубежных странах, их роли в общественной и политической жизни своей страны, их влияние на свою аудиторию.
Материалы курса направлены на повышению уровня знаний студентов о месте журналистики в структуре общества и государства, о своеобразии журналистики зарубежных стран как института гражданского общества.
Особое внимание обращается на формирование журналистики как социального института в таких экономически развитых странах как США, Великобритания, Германия, Франция и т.д. Рассматривается при этом основные теоретические концепции современной зарубежной журналистики.
В процессе изучения даётся представление о ведущих печатных изданиях, телерадиокорпорациях, информационных агентствах, их роли в деле формирования общественного мнения, раскрываются новые тенденци, характерные для зарубежной журналистики в ходе их модернизации.
- История становления зарубежной журналистики
Любой предмет может считаться достаточно научным только в том случае, если он имеет ясно очерченный объект. Объектом нашего предмета является журналистика. Один из ведущих теоретиков профессор Е.П. Прохоров выделяет пять основных значений этого слова: 1) журналистика как особый социальный институт, система различных учреждений; 2) журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института; 3) журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей деятельности; 4) журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями; 5) журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации и образующих разнообразные типы изданий и программ. Учитывая многозначность термина (перечислены не все значения), отметим,
Что под словом «журналистика» мы будем подразумевать первое наболее полное его содержание — как особый социальный институт общества.
Основоположником журналистики в мировой науке принято считать жителя Майнца Иоганна Гутенберга. Изобретение им станка с подвижными литерами и выпуск в 1452-1455 гг. первого и второго томов Библии в количестве 200 экз. положили начало книгопечатанию и журналистике. На право считаться родоначальниками прессы претендуют и некоторые страны Азии (например, Корея и Китай). Однако, не отрицая заслуг изобретателей этих стран, должны заметить, что их находки остались практически малоизвестными, тогда как «немецкое искусство», так назвали тогда открытие Гутенберга, уже вскоре широко разошлось в Европе, а затем и в мире.
Наш курс посвящен современной зарубежной журналистике, поэтому считаем необходимым сказать вкратце о предпосылках ее появления. Журналистика представляет собой достаточно сложную сферу общественно-политической жизни. Для ее возникновения были нужны, как минимум, письменность, устные или рукописные тексты особого рода (такие, которые мы сегодня называем информационными или публицистическими), бумага, краска и др. Для создания письменности, которую можно считать одним из выдающихся достижений человечества, в свою очередь, был нужен алфавит и т.д. Каждая из этих предпосылок журналистики появилась в разное время и прожила своеобразную жизнь. Есть свидетельства, что краска была изобретена 15 тысяч лет назад, возможно, она была первой в ряду элементов, из которых впоследствии сложилась журналистика. Многоэтапную и неоднозначную эволюцию пережили различные виды алфавита. Бумага была создана в Китае во II в. до н.э. Разнообразные типы коммуникации, без которых журналистика также была бы невозможна, складывались в течение веков и тысячелетий.
Вклад Азии, Туркестана и Узбекистана в мировую журналистику. В формирование предпосылок журналистики немалую долю внесли и народы Центральной Азии, в частности — Узбекистана. Это касается, в первую очередь, развития публицистики и почтово-транспортных коммуникаций. Истории публицистики в античные и средние века посвящена книга профессора В.В. Учено- вой1. Однако уважаемым автором в объект исследования не был включен опыт публицистической и коммуникационной деятельности народов Передней и Центральной Азии, которые внесли весомый вклад в развитие мировой культуры, не учтен расцвет цивилизации, известной под названием «мусульманский Ренессанс». Как упоминает профессор Ф.А. Муминов, в государственном аппарате Исмаила Самани было десять диванов, которые выполняли роль своеобразных министерств. Один из них, «Деван сахиб ал-барид», выполнял функции министерства внутригосударственной связи и коммуникаций.2
Своевременное получение оперативной информации было хорошо организовано и в государстве Амира Темура. В своей работе «Уложение», в частности, в отделе «Постановление для поддержания сношений и получения сведений о состоянии государства, областей, народа и армии», выдающийся полководец писал: «Я желал, чтобы на всякой границе, во всякой провинции, в каждом городе и при армии был корреспондент. Его обязанностью было уведомлять Двор о действиях и поведении правителей, народа и солдат, о положении моих войск, моих соседей, он представлял точный очерк о вывозе и ввозе товаров и произведений, о прибытии и об отъезде иностранцев и караванов всех стран. Этот корреспондент при помощи своих сношений знал все действия ханов, имел сведения о всех мудрецах и ученых, которые, хотя бы из самых отдаленных стран, были расположены перейти ко мне на службу. От таких докладов я требовал самой строгой правдивости. Если он уклонялся от истины и не давал точного отчета о событиях, ему отсекали пальцы… Я настоятельно требовал, чтобы эти известия были мне представляемы ежедневно, еженедельно и ежемесячно»1.
Коммуникация, в том числе массовая, была непременным условием возникновения и существования многочисленных государств на территории Центральной Азии в период раннего и зрелого средневековья.
Интересна история общественной, религиозной, философской и политической публицистики. В странах Востока устная и письменная допечатная публицистика, наряду с общими присущими другим государствам чертами, имела много свойственных лишь этому региону особенностей. Следует заметить, что бурные социально-экономические и революционно-политические изменения, а также антагонистические идейные противоборства, свойственные западноевропейской истории, восточным странам были свойственны в меньшей степени. Народы Арабского полуострова в домусульманский период сравнительно меньше соприкасались с культурами других народов, например, Греции, Рима, Византии, Персии. В то же время у арабов существовали развитая самобытная литература, фольклор, богатое устное и письменное поэтическое творчество. Так, Персия имела богатую древнюю культуру. И, хотя находилась в соприкосновении с Грецией, Византией и Индией, лишь отчасти была носительницей их традиций. Жизнедеятельность персидского государства строилась в основном на опыте своего народа, на древних религиях — зороастризме, парсизме.
Произведениями, носившими черты публицистичности, являлись здесь хроники династий персидских царей, где фиксировались и выделялись наиболее примечательные стороны правителя с целью поучения и назидания современникам. Каменные и настенные надписи из Авесты, широкое распространение культа религиозных обрядов и регламентация норм жизни простолюдина также помогали накоплению опыта широкого оперативного общения с массами, пропаганде среди них актуальной общественной мысли.
Объединение исламом в Арабском халифате огромного числа государств разнородных по уровню культуры и хозяйственной жизни, привело к активизации общественно-политической, экономической, торговой и научной деятельности народов этого региона. Мусульманский Ренессанс представлен расцветом научной мысли не только в математике, естествознании, астрономии, медицине, философии, но и в теологии, в разработке и соотнесении сложных проблем религии с достижениями логики, методами аргументации, а также на уровне соотнесения критического разума с реалиями жизни, с повседневной практической деятельностью людей. Углубление в явления жизни приводило к анализу человеческих ценностей в трансцендентальном, космогоническом плане, с одной стороны, и в земном, реально-практическом — с другой. Именно этим объясняется необычная острота, «публицистическая полемичность» многих литературно-поэтических и религиозно- философских произведений стран Передней и Центральной Азии в период средневековья (Омар Хайям, Дехлеви, Алишер Навои и
др.).
Допечатная публицистика мусульманских стран ярко обнаруживается в религиозной, философской литературе, но более всего в поэзии. Рубаи, мухаммасы, кытъа, дастаны, месневи, помимо воспевания любви, возлюбленных и красот природы, посвящались также злободневным социальным вопросам, например, одобрению или порицанию властей, воспеванию добродетели, осмеянию зла, жестокости, несправедливости. В отличие от западноевропейского опыта, на Востоке о негативном чаще говорили не открыто и прямо, а в скрытой форме, подтекстом, с помощью указаний на факты истории, либо проведения параллелей с притчами, сказаниями других народов, а также со ссылкой на эпос о животных, где героями являются птицы, домашние и дикие звери. Такова одна из особенностей публицистики Востока средневекового периода.
В то же время в восточной литературе, особенно в персоя- зычной поэзии, было немало смелых и незаурядных авторов, поэтов, которые говорили подлинно публицистическим языком — острым, искрометным языком сатиры и обличений. Среди них — Омар Хайям, Рудаки, Ширази.
Тюркоязычная письменная публицистика, хотя и имеет давние традиции, но берет свое начало в основном от произведений Алишера Навои, который, использовав по форме сложившиеся до него традиции написания поэтической «Хамсы», подверг ее как бы самостоятельной обработке, пропустил характеры, чувства и мысли героев через реальную действительность своего времени и сделал их живыми и близкими новым читателям — тюркам. Помимо того, в тексты своих поэм Навои включил немало личных наблюдений, замечаний, оценок правителей своей и других стран, нравов людей, то есть темы, злободневные и близкие людям.
Допечатные журналистика и публицистика, в том числе стран Востока, были синкретичными и входили в тексты научных, литературных, исторических, религиозных произведений, они наполняли их современностью. Нерв публицистики — это злободневность, политичность, полемичность. У каждого времени и у каждого народа всегда были свои животрепещущие вопросы — войны и мира, торговли, хозяйственного и культурного развития. Но наиболее актуальными, практически всевременными, являлись вопросы религии и обустройства жизни общества, государства.
О том, как именно синкретическая практическая публицистика подвергалась обработке, как становилась мобилизующей силой, наукой и практикой в странах Востока, пока сказать что-то точное и полновесное трудно. Эта тема еще ждет своих исследователей. Многие литературные, исторические, научные произведения среднеазиатских авторов с точки зрения публицистики не подвергались еще серьезному теоретическому анализу. Так, Фараби создал известный фундаментальный труд «Воззрения жителей добродетельного города», где были подняты важные социально- политические вопросы о государстве, обществе, правителях и нравах людей. А в произведениях Алишера Навои поднимаются актуальные проблемы творческого мастерства литераторов, художников, музыкантов.
Роль Европы и США в зарождении и утверждении мировой журналистики. Журналистика по самой своей сути представляет массовое демократическое явление. Своей демократичностью был известен уже античный мир. Однако античную свободу слова еще нельзя назвать настоящей демократией, так как она в значительной мере была основана на рабстве. Начало подлинно политическим свободам в обществе и современной мировой журналистике было положено в Англии в период европейского Возрождения. «Большинство историков согласны с тем, что примитивные зачатки официальной защиты, которая одна только и могла сделать свободу выражения мнений истинным фактом общественной жизни, появились не раньше, чем приблизительно в Х111 веке в Англии. В 1215 г. ныне знаменитая Великая хартия вольностей увенчала усилия вспыльчивых английских баронов заставить короля Иоанна ясно признать их определенные права. Под давлением баронов король на лугу Раннимид подписал знаменитый документ».[1] 39-я и 40-я статьи Хартии впервые в истории народов гарантировали право гражданина на честное судебное разбирательство перед судом присяжных. Этот документ действителен до сих пор и предопределяет английскую конституцию. Но свобода слова прошла долгий и трудный путь, прежде чем стала свершившимся фактом в Англии, Франции, Америке и других странах. Решающую роль в ее утверждении, наряду с остальными документами и реальными демократическими свободами, сыграло европейское Возрождение.
Возрождение, начавшееся в конце Х1У в. массовым открытием мануфактурных мастерских и артелей в Италии, затем распространилось на Францию, Англию, Германию и другие страны. Одним из знаковых, сыгравших особую роль в достижениях Ренессанса стало изобретение книгопечатания. На первых этапах западного Возрождения большой популярностью пользовались восточные ученые. Если первой в мире печатной книгой была Библия, то уже вскоре, в 1473 г. был опубликован «Канон врачебной науки» великого Ибн-Сины. Известный исследователь его творчества Абдусодик Ирисов пишет, что «Канон» или его части печатались в 1476 и 1497 гг. в Падуе, в 1482, 1486 и 1500 гг. в Венеции, в 1527, 1544, 1555, 1595 и 1608 гг. в Генте. Всего к концу ХУ в. «Канон» был напечатан 15 раз, в ХУ1 в. 20 раз на латинском языке.[2]
Исследователи периода Возрождения ( А.А. Горфункель и др.) не раз отмечали, что Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс) были великими авторитетами для философских и теологических кафедр университетов средневековья и первой половины Возрождения.
Первая ежедневная европейская газета была напечатана в Лейпциге издателем Тимофеусом Ритцшем в 1590 г. Она выходила в виде листка и называлась «Поступившие новости». В 1600 г. Ритцш стал издавать газету «Только что поступившие новости о военных и всемирных событиях». В 1609 г. стали выходить первые европейские еженедельные газеты — «Реляцион» в Страсбурге и «Авизо» в Вольфенбюттеле. Публикацию новостей в собственной обработке начал в 1620 г. во Франкфурте-на-Майне служащий королевской почты Иоганн Биргден — его с известной степенью условности можно назвать первым в истории журналистики обозревателем. С небольшими перерывами газеты с названиями «Что где случилось?», «Сообщения», «Газета, достойная запоминания» или вовсе без названия стали выходить в Аугсбурге, Кельне, Гамбурге и Берлине. Объемы газет были разные, от двух до восьми полос. В отличие от сегодняшних, издания того времени были тематически универсальными и разнообразная информация в них давалась рядом, без перебивок и отделения материалов заголовками.
Своя периодическая печать возникла и в Нидерландах. В 1616-1619 гг. здесь выходили газеты «Курант», «Тийдинген ют вер- шейде квартерен». Город Амстердам, в котором в 1645 г. публиковалось 10 газет на различных языках, некоторые ученые считают родиной международной журналистики. Так, именно здесь в 1620 г. появилась первая газета на французском языке «Курант д’Итали э Альмано». С 1631-1632 гг. начали выходить парижские газеты «Нувель ординер дэ дивер андруа», «Газет», «Рельсон дэ нувель дю монд ресю ту ле муа». Их издателем считается врач и летописец Людовика Х111 Теофраст Ренодо.
Первая газета на английском языке, сначала без названия, потом под названием «Куран ату оф Итали, Джермани» — выходила в Амстердаме. Первая газета на местном языке в самой Англии, «Ньюс букс», стала печататься в 1622 г. В Лондоне первое издание на английском языке появилось также в 1622 г. и называлось «Еженедельные новости». В Италии первые газеты были без названий и печатались в 1639-1646 гг. в Генуе. В Швеции издания газетного типа «Гермес готикус» стали печататься в 1624 г. Так началось массовое распространение периодической печати в Европе.
Активизация общественно-политической жизни в условиях Ренессанса сильно влияла на журналистику, которая развивалась и приобретала первые специфические для нее формы, все более теряя книжный вид. В ХУ1-ХУ11 вв. вся Европа была охвачена Реформацией — религиозной по форме борьбой протестантов против католиков, по сути это было движение народных масс, и прежде всего крестьянства, против диктата Рима и местных властей. Как пишет профессор В.В. Ученова, в первых десятилетиях ХУ11 в. в Базеле, Париже, Цюрихе, Страсбурге, Майнце, Бамберге, Эрфур- те, Бреслау, Лейпциге, Дрездене, Аугсбурге, Нюрнберге печатались «летучие листки», которые превратились в оперативную хронику своего времени. Они продавались на рынках, распространялись среди людей, читались вслух безграмотным. Известный деятель католической церкви, посланник Папы римского Кохлеус, который посетил Франкфурт в 1521 г., с негодованием доносил в письме в Рим, что осенняя книжная ярмарка в этом немецком городе заполнена листовками против Папы. В годы Реформации газеты, журналы, листовки и книги впервые заявили о себе как о весомой и влиятельной политической силе, то есть стали социально-политическим институтом общества.
Значительным этапом на историческом пути становления и формирования современной международной журналистики стала памфлетная публицистика Английской революции ХУ11 в.- одного из важнейших политических событий мирового значения того времени. Революция была продиктована появлением в ХУ1-ХУ11 вв. класса предпринимателей, росту и развитию которого упорно сопротивлялся Виндзорский двор. «Официальная концепция происхождения королевской власти и государства накануне революции нашла отражение в многочисленных посланиях Карла I парламенту. Карл I и его сторонники отстаивали идею божественного происхождения королевской власти»1, тогда как предприниматели добивались ограничения королевской власти и феодалов. Активная борьба между развивающимися производительными силами и властью привела к революции.
Наиболее яркой приметой Английской революции ХУ11 в. стала памфлетная публицистика. И.В. Трубицына пишет, что английский издатель ХУ11в. Д. Томпсон имел в своей коллекции 15 тыс. памфлетов, появившихся с 1640 по 1663 гг. 1642 г. был годом
л острой полемики между королем и парламентом, именно в этот период в коллекции Томпсона зарегистрировано около 2 тыс. памфлетов.[3]
Под памфлетом в ХУ11 в. в Англии имелось в виду не совсем то, что мы понимаем ныне — острое критическое публицистическое произведение, направленное на разоблачение и уничтожение социального зла, а просто большинство критических выступлений в печати на разные темы, критические очерки и даже критические речи на заседаниях английского парламента. Встречались и памфлеты в стихах — их называют басней. Современное значение слово «памфлет» приобрело значительно позже.
Памфлетная публицистика Англии ХУ11 в. имела много тем и направлений. Обратим внимание на те, которые способствовали формированию и проблематике международной журналистики конца ХХ в. Одной из таких тем стала идея Общественного договора, выдвинутая антимонархистами и означавшая непризнание божественного происхождения власти короля. Борьба шла то в стенах парламента, то в газетах, но главным образом на страницах печатных изданий.
Самыми известными публицистами Англии ХУ11 в. стали Джон Мильтон, Джон Лильберн и Джерард Уинстенли. Анализ блестящей памфлетистики этих мыслителей не входит в задачу настоящей работы. Однако о двух фактах, повлиявших на дальнейшее развитие мировой журналистики, мы должны сказать: о Конституции Лильберна и об «Ареопагетике» Мильтона. «Джон Лильберн, великий вождь левеллеров, был первым, кто предложил создать писаную Конституцию, гарантирующую человеческие права и подлежащую соблюдению парламентом и королем. Он отказался принести присягу, которая вынудила бы его давать показания против самого себя. Судьи за это оштрафовали его на 500 фунтов и приказали раздеть его и выставить у позорного столба, а затем отправить в тюрьму».[4] Необходимо сказать и о знаменитой «Ареопагетике». Так называлась «Речь о свободе печати парламенту Англии», которую Мильтон произнес в 1644 г. В 1586 г. английская Звездная палата, т.е. королевское правительство, приняло закон о печати, в котором было положение о цензуре. Впоследствии цензура была отменена, однако во времена Мильтона вновь восстановлена. Главной идеей «Ареопагетики» был призыв к парламенту отменить вновь введенную цензуру. Речь Мильтона оказала большое влияние на общественную мысль и ход исторических событий, в защиту свободы слова и печати в Англии, Европе и США, в том числе и на подготовку Великой Французской революции.
Несомненно, что революцию ХУШ в. во Франции подготовило Просвещение, выдающимися представителями которого стали Вольтер, Монтескье, Дидро, Д’Аламбер и Руссо. Хотя «Энциклопедия» в 1759г. была запрещена цензурой, тем не менее, ее продолжали тайно печатать, и в 1765 г. издание было завершено.
В конце ХУШ в. во Франции была основана группа политических газет; это совпало с началом Великой Французской революции. И здесь, подобно Англии, классом, который актуализировал революцию, стали предприниматели. Однако подлинный дух и прогрессивный смысл придали революции сторонники Просвещения. Они подвергли острой критике все прежние оценки и критерии в области религии, права, экономики, места и роли короля и его правительства. Французские просветители прославились своей ученостью, гуманизмом и в то же время беспощадной и бескомпромиссной борьбой с реакцией и устарелыми догматами. Импульс французским событиям придала также борьба за независимость от Англии Северных штатов в Америке и принятие ими Декларации о независимости США (1776).
Деятели Французской революции в полной мере оценили возможности печати и активно использовали ее в борьбе с политическими оппонентами. Поэтому первый год революции, 1789-й, признан колыбелью французской политической печати. Большим для того времени тиражом- 12 тыс.экз.- расходилась газета «Генеральные штаты». Ее издателя Мирабо соотечественники называли «Львом революции». Наиболее распространенными изданиями стали «Друг народа» Ж.П.Марата, «Защитник Конституции» М.Робеспьера, «Французский патриот» П.Бриссо, «Революции Франции и Брабанта» К.Демулена.
Газеты появлялись и исчезали довольно быстро, всего их вышло несколько сотен. Некоторые успели опубликовать лишь несколько номеров, другие продержались дольше. Средний тираж составлял порядка 400 экз. Бумага, хотя и плохого качества, а также типографские услуги стоили дорого. В этот период в печати стала активно использоваться реклама, появились вечерние издания. Было много газет с одинаковыми названиями — «Курьер», «Бюллетень», «Трибюн», «Газетт», «Аннал», «Хроник», «Корреспон- данс» и др.
Французская революция конца ХУШ в. преобразила мировую журналистику. Печать получила резкое развитие, она дифференцировалась на роялистскую (официальную), якобинскую (революционную) и демократическую (народную, для широких масс).Так сложился новый облик печати как средства политической борьбы. Свобода человека- впервые заявившая о себе демократия была объявлена священной, она стала главной целью и лозунгом революции. В эти годы была принята Декларация прав человека и гражданина — выдающийся исторический документ. Она явилась логическим продолжением развития человеческой цивилизации и внесла большой вклад в утверждение свободы слова в мировом масштабе. Уже первая статья Декларации гласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Считается, что определенное влияние на подготовку текста Декларации оказал Томас Джефферсон, в то время посол США во Франции.
Параллельно с событиями во Франции, а частично и до них, активно развивалось движение за свободу печати в США- первоначально колонии Англии, носившей название «Новая Англия». И здесь борьба возникла в 1770-х годах сначала на газетных полосах.
Годом рождения свободы печати в США считается 1734 г., когда состоялся судебный процесс против издателя «Нью-Йорк уикли джорнэл» Джона Зингера. Иск против Зингера подал ставленник английского правительства, губернатор колонии Уильям Косби. Английские губернаторы имели в то время в США неограниченную власть. Они могли объявить клеветнической любую статью, которая им не нравилась. Однако времена менялись. Издание Зингера действительно остро критиковало Косби, но адвокат издателя Эндрю Хэмилтон смог доказать, что приведенные газетой факты соответствуют истине. Суд присяжных оправдал Зингера, Косби потерпел поражение.
Одной из наиболее видных фигур американской революции 1776 г., в результате которой страна получила независимость от Англии, стал Томас Пейн — один из лучших политических публицистов в истории мировой журналистики. Газеты с его пламенными статьями широко расходились по всей стране. Памфлет Пейна «Здравый смысл» (1776) оказал влияние на авторов Декларации независимости.
Исключительно важную роль в истории свободной американской журналистики сыграло то, что свободу печати здесь с самого начала поддержали отцы-основатели государства. Так, ярым сторонником свободы печати был Томас Джефферсон, который еще в 1787 г. сказал:: «Если бы у меня был выбор между правительством без газет или газетами без правительства, то я без колебания предпочел бы последнее».[5] Джеймс Медисон, четвертый президент страны, говорил, что знания, которые несут народу демократические СМИ, всегда восторжествуют над невежеством. Он считал, что право решать, какие публикации в СМИ вредны, а какие нет, «есть приоритет народа над правительством, а не правительства над народом».[6]
Фундаментальной предпосылкой, создавшей самую свободную журналистику в мире, стали Конституция Соединенных Штатов и Первая поправка к ней, которая приобрела силу закона в 1791г. и гласила: «Конгресс не должен издавать ни одного закона…, ограничивающего свободу слова или печати». Конституция США и Первая поправка были основаны на свободолюбивой философии европейских мыслителей, в том числе работе Джона Локка «Два трактата о правлении». Это произведение фактически «заложило интеллектуальную основу «Славной революции» 1688-1689 гг., свергнувшей династию Стюартов, приведшей на престол Вильгельма III Оранского и его супругу Марию и предвосхитившей создание английского Билля о правах. Фактически второй трактат явился философской основой американской Декларации независимости и Конституции Соединенных Штатов Америки».[7]
Журналистика США заложила ряд тенденций, присущих как журналистике прошлого, так и сегодняшней. Некоторые из них: основание желтой прессы и сенсационной журналистики, создание объективного репортажа, движение «разгребателей грязи», классические журналистские расследования, большое количество фондов и премий для поощрения журналистов и др.
Современная международная журналистика уже в своей основе имела ряд предпосылок. Во-первых, это передовые литературные и философские сочинения авторов многих стран о необходимости и полезности для всеобщего прогресса свободы духа, слова и самого человека. Во-вторых, это произведения выдающихся публицистов разных времен и народов, посвященные защите свободы печати. В-третьих, это политические документы, такие, как «Великая хартия вольностей» (Англия, 1245 г.), «Билль о правах» (Англия, 1689 г.), «Декларация прав человека и гражданина» (Франция, 1789 г.) Конституции стран Европы и США, Первая поправка к Конституции США (1791 г.), «Всеобщая декларация прав человека» (принята ООН 10 декабря 1948 г.), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (принят ООН 16 декабря 19б6 г.), «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (принят 1 августа 1975 г. в Хельсинки) и др. В-четвертых, это технические достижения, резко расширившие границы и возможности мышления и действий человека: изобретение печати, телеграфа, телефона, линотипа, ротационной машины, радио, телевидения, Интернета и др.
Литература
Абдуазизова Н. Туркистон матбуоти тарихи.Т. 2001.
Ахунджанов Э.А. Письменная культура Средней Азии.Т.: 2000.
Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М.: 1997.
Бе^будий М. Танланган асарлар.Т.: Маънавият. 1997.
Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетий. Печать, телевидение и радио Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.:1997.
Жадидчилик: исло^от, янгиланиш, мустакиллик ва тараккиёт учун кураш.Т.:Университет. 1999.
Журналистика в переходный период. Проблемы и перспективы. М.:1998.
Засурский Я.Н. Искушение свободой(Российская журналистика: 1990-2004) М.: 2004.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М.:1995.
Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. Артикль Х1Х. Пер. с англ. М.:1994.
Гомиен Д. Комментарий к европейской конвенции о защите прав человека. М.,1995,
Законодательство о средствах массовой информации. М.:1999
Вороненкова Г.Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии. СПБ: 2000.
Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. СПб: 1999.
Каримов Н. Истиклолни уйготган шоир.Т. 2000.
Кашлев Ю. Массовая информация и международные отношения. М.: 1989
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М.: 2000.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: 2002.
Маънавият юлдузлари. Т. 1999.
Майн Херманн. Средства массовой информации ФРГ. Пер. с нем. Бонн.:1995.
Муминова Ф.И. Современная международная журналистика: проблемы и тенденции. –Ташкент. Университет мировой экономики и дипломатии, 2006.-192 стр.
Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ. СПБ:1996.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. Алматы: 1996.
Мильтон Д. О свободе печати. История печати: Антология. М.: 2001.
Саламон. Всеобщая история прессы. Пер. с нем. М.: 2000.
Сергеев Г.И. От Дибао до «Женьмин Жибао». Путь в 1200 лет(История средств массовой информации Китая).М.:1989.
Сиберт Ф. Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: 1998.
Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.: 1997.
Internatijnal Encyclopedia of Communications Publised Joinitly with the Annerbery School of Communications. Univ.of Pensilvania- Oxford Univ. Press. NY, Oxford. 1989. Vol. 1-4.
Doris A. Graber. Media power in Politics. Tried Edition. Washing- ton.1994.
Everette E.Dennis. Jonh C. Merriel. Media Debats. Issuses in Mass Communication. New York.1991
The Media in Britain. London. 1994.
Radio and television in Turkey. Ankara. 1996.
Journal of central Asian Media Studies. Almaty. 1995.
International Centre for Media studies.( ICMI). Malaesia. 1995.
__________________________________________________
[1] Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. С. 280.
[2] Ирисов А. Абу Али ибн Сино хаети ва ижодий мероси. Т.: «Фан», 1980. С. 97.
[3] Трубицына И.В. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции ХУ11 в. (проблемы, доктрины, авторы). Вестник Моск. ун-та. Серия Журналистика. 1978, №4. С. 53-69.
[4] Ламбет. Приверженность журналистскому долгу. С. 281.
[5] О Соединенных Штатах Америки. Средства массовой информации. Нью-Йорк: ЮСИС, 1994. С. 1.
[6] О Соединенных Штатах Америки. Средства массовой информации. С. 2.
ЎзМУ Журналистика факультети доценти Шавкат Миралимов ушбу фан маърузалари матнини тайёрлашда яқиндан ҳамкорлик қилиб, амалий ёрдам берган профессор Фотима Мўминовага ва унинг ўқув қўлланмаси асосида ишимизга кўмаклашган тадқиқотчи Муҳайё Саидовага самимий миннатдорчилик изҳор этади.
Шавкат МИРАЛИМОВ: Спасибо за внимание. До встречи на следующих видеоуроках.
Берегите себя.
Жуда таниш матнлар:(
Маъруза адоғида ўша матнлар муаллифи ҳисобланмиш профессор Фотима Мўминовага ташаккур изҳор этилганини кўрдингизми? Маданиятли, маърифатли ўқитувчи асл муаллифнинг меҳнатини мана шундоқ қадрлайди. Қанийди бир пайтлар менинг «Паблик рилейшнз ва матбуот хизматлари» деб номланган маърузалар тўпламимдан фойдаланган ҳамкасбим ҳам асл муаллифи бўлган Тўлқин Эшбекнинг номини шундоқ кўрсатиб қўйганида! Ўшанда уни ҳақиқий маърифатпарвар дея олқишлардик. Ваҳоланки, у уялмай-нетмай ўзини муаллиф деб ёзиб қўйиб «Кўчирмакаш» номини олди, минглаб интернет кузатувчилари кўз ўнгида ўзини ўзи шарманда қилди… Уям, буям ёш ўқитувчиларга катта сабоқдир.
Здравствуйте, дорогие преподаватели! Очень интересный и обширный материал. Историю необходимо изучать, искать факты, по мимо источников, важно узнавать историю от первых лиц.
История журналистики очень своеобразна своими взлетами и падениями. Так как журналистика является важнейшей составляющей социального общества, от нее зависит настоящее и будущее страны и мира.
Журналистика нашей страны также потерпела множество испытаний. Я считаю самыми сложными временами для узбекских журналистов были 90 годы примерно до 05 года. После чего был долгий застой настоящей журналистики (хочу подчеркнуть что это мое мнение).
Сегодня узбекская журналистика почти соответствует к мировым стандартам. Информативно, оперативно, объективно. Для достижения новых высот, нужно действовать уже нам, юным журналистам, исходя их опыта наших коллег старшего возраста и опираясь не только на тенденцию мира, а на истинный смысл данной деятельности.
Спасибо за учебный материал. Берегите себя, будьте здоровы!
(почему-то мой комментарий исчез, отправляю заново)
Как много прошло времени с тех пор, как появились первые печатные издания.. первый радиосигнал, первая спутниковая передача.. первое соединение со всемирной сетью..
Мировая журналистика всё это время прогрессировала. Бывали времена, когда она была на высоте, и когда до неё мало кому было дело.
Всё же, она — связь аудитории со всем, что происходит в мире. Сотни штатных и внештатных журналистов ежедневно собирают, обрабатывают, публикуют информацию, направляя ее в массы. Каждую секунду, каждую минуту, всё информационное пространство кишит новостями.
Да, нашу журналистику еще нельзя назвать тем, о чем говорят «на высоком уровне», но и журналистикой «низкого класса» её называть неправильно. В журналистике каждой страны, какой бы она не была, есть свои плюсы, свои минусы, своя изюминка. Журналистика очень многогранна и это даёт многим «новичкам» понять, в каком направлении они собираются двигаться дальше.
Не бывает абсолютной объективности в журналистике также, как не бывает стопроцентной свободы слова, но это не мешает журналистам выражать свое мнение, бороться с несправедливостью и за свою неприкосновенность. Возможно, всё это рискованно, но разве человек, собравшийся связать себя с данной профессией, не задумывается о возможных рисках?
История журналистики Узбекистана помогает взглянуть на современные реалии без «помутнения» в глазах. Да, у нас не всегда достаёт объективности, честного критицизма и правдивости. Не всегда хватает достоверной информации, не всегда журналисты подходят к своему делу ответственно. Но это лишь «не всегда». Всё же, значительное большинство вкладывает свои силы, свой ум, все свои способности в то, что считают действительно «своим». Добросовестные журналисты, искренне посвященные в события, происходящие ежедневно, всегда помогут различить правду от лжи, критику от злых комментариев, объективную от субъективной информации.