История журналистики
Тема №2. Современная зрубежная журналистика: предистория,
некоторые особенности теории и практики. (Продолжение)
2.1. Основные теоретические концепции журналистики .
Средства массовой коммуникации изучаются коммуникативи- стикой- теорией массовых коммуникаций. Подобно тому, как СМИ являются частью более широкого круга коммуникаций, теорию журналистики, с известной степенью условности, можно считать частью коммуникативистики. Однако сначала остановимся на двух тенденциях, соперничающих между собой в мировой журналистике, — свободном потоке информации (1946 г.) и Новом международном информационном порядке (НМИП, 1976 г.).
Концепция свободного потока информации, которой придерживаются экономически развитые государства, предусматривает безграничный обмен информацией между всеми странами. Если учесть, что распространение информации напрямую зависит от технических возможностей, то становится ясно, что свободный поток информации означает для таких стран как США, Германия, Англия, Франция и др. фактически бесконтрольную поставку ими произведенной у них информации в любую точку земного шара. Остальные государства при таком положении попадают в прямую информационную (а значит, и пропагандистско-идеологическую) зависимость от развитых стран.
Сторонниками второй концепции являются слаборазвитые и развивающиеся страны. Суть НМИП состоит в регулировании поступления международной информации на внутренний информационный рынок отдельного общества. Цель НМИП — оградить национальные традиции и культуру от информационной экспансии развитых стран.
В этом соперничестве периодически вырывается вперед первая, вторая вынуждена регулярно догонять. С развитием Интернета способность второй концепции противостоять первой становится еще более проблематичной. Но попытки развивающихся стран защитить себя не прекращаются. Французский социолог А. Моль классифицировал четыре доктрины массовой коммуникации: 1) демагогическую (политическая самореклама); 2) догматическую (политическое воздействие-давление); 3) информационную (просветительство); 4) динамическую (развитие активности аудитории)[1].
Некоторые специалисты считают коммуникативистику частью теории журналистики. Однако мы склонны согласиться с теми, кто считает, что коммуникативистика шире теории журналистики. В состав коммуникативистики часто включаются социология, политология, культурология, экономика, этнография, психология, филология, философия, риторика, поэтика, лингвистика, семантика, семиотика, антропология, искусство, образование, этнология, история, журналистика, право, а также информационные аспекты фольклора и письменности, идеологических и языковых систем, библиотечного, музейного дела и рекламного бизнеса. Даже часто повторяющиеся перечни состоят, как минимум, из 7-10 наук, обычно мало соприкасающихся между собой.
В 1987 г. в Калифорнии под редакцией Чарлза Бергера и Стивена Чэффи вышел справочник «Рабочая книга по коммуникати- вистике». «Данный справочник,- подчеркивают Бергер и Чэффи,- объединил исследователей, специализирующихся исключительно по программам коммуникативистики». Это значит, что под одним «академическим зонтом» собрались наконец-то представители новой отрасли науки (т.е. коммуникативистики — Ф.М.), стремящиеся сформировать для нее теоретический базис, синтезирующий опыт смежных дисциплин»[2]. В 1988 г. в «Джорнэл оф комьюникэйшн» вышла рецензия на данную книгу, К.Лэнга и Дж. Лэнга, в которой отмечалась очень важная мысль: «Руководители издания вынуждены признать, что пока еще нет единой доминирующей парадигмы, чтобы управлять с ее помощью исследованиями коммуникаций, но в создании такой парадигмы они видят свою главную цель, которую можно достигнуть путем постепенной интеграции в общую теорию»[3]. Под общей теорией в данном случае подразумевается, видимо, направление обществоведения. В журналистике такая парадигма просматривается лучше, и состоит она, по нашему мнению, в системе ее теоретических категорий, носящей сравнительно целостный характер.
О том, насколько разнообразна и труднообъединима в единую науку коммуникативистика, можно судить по такому факту. Один из основоположников теории массовых коммуникаций профессор Стэнфордского университета (США) Уилбур Шрамм начал свои исследования и публикации в области коммуникативистики — лекции, доклады, статьи и книги — в середине сороковых годов. Впоследствии в новую науку пришла большая когорта способных ученых. Но, несмотря на это, к концу 1980 гг, то есть спустя 40 лет, единая доминирующая парадигма, то есть единая наука, создана не была. Нет ее и до сегодняшнего дня.
Родоначальниками теории массовых коммуникаций, наряду со Шраммом, можно считать профессоров Иллинойсского университета (США) Фреда Сиберта и Теодора Питерсона. Их книга «Четы-
ре теории прессы»[4] стала классическим учебником для многих поколений студентов факультетов журналистики во многих странах мира. На русский язык она переведена в 1997 г., хотя английское издание вышло еще в 1956 г. В работе дана исчерпывающая оценка основных исторических типов журналистики: авторитарной, либертарианской, социальной ответственности и коммунистической. Кратко остановимся на них.
Теория авторитарной прессы. Авторитарная пресса возникла вскоре после появления журналистики и прожила более долгую жизнь среди всех доктрин, типов и концепций. В развитых странах Европы и США авторитарная печать существовала около двух веков. Во многих государствах она процветает и сегодня. Авторы «Четырех теорий прессы», рассматривая некоторые общие «подробности функционирования системы контроля над средствами массовой информации в обществах, где в той или иной степени принята авторитарная концепция прессы»,[5] перечисляют следующие ее характеристики: 1) средства информации обязаны поддерживать правительство и помогать ему; 2) правительство контролирует деятельность прессы при помощи цензуры, патентов, лицензий, судов и законов; 3) государственная система открыто или негласно устанавливает перечень разрешенных и запрещенных для обсуждения в прессе тем; 4) «авторитарному мышлению полностью чужда философская концепция, лежащая в основе свободного обмена идей… Для сторонника авторитарной доктрины идея о том, что пресса представляет собой орудие контроля над правительством, лишена смысла…»1
Страны с авторитарной журналистикой столь же последовательно контролируют радио и телевидение. Каналы на использование частот в эфире объявлены государственной собственностью, ими пользуются преимущественно телерадиостанции, находящиеся в распоряжении правительства. Радио и телевидение обязываются поддерживать и пропагандировать идеи, принципы и цели государства.
Следует упомянуть еще одну особенность теории авторитарной прессы. Правительства ряда стран, хотя и объявили свою журналистику свободной и даже внесли соответствующие положения в Конституции и в законы, все же на самом деле эти положения или не соблюдают, или практически такая свобода прессы весьма своеобразна. По существу, такая журналистика авторитарна. Международными организациями по защите прессы странами с авторитарной журналистикой признаны: 1) государства с полным контролем средств массовой информации; 2) страны, где законом запрещена, но фактически работает цензура; 3) страны, где возможны произвольный арест или правовое разбирательство против журналистов при выполнении ими своих профессиональных обязанностей; 4) страны, где «непослушные» журналисты и независимая журналистика подавляются негласными методами.
Теория либертарианской журналистики появилась в конце ХУШ в. в Англии и в США как оппозиционная авторитарной прессе. Экономически либертарианство (от «либерте» — свобода) было подготовлено приобретшим силу к тому времени классом предпринимателей, его научной основой стала теория Общественного договора. Английский философ Джон Локк дал заметный импульс развитию свободомыслия в своей стране, Европе и США, заявив, что воля народа является главным принципом власти. Избрание народом представителей трех ветвей власти означало, по Локку, что народ отказался от части своих прав в пользу государства, которое обеспечит справедливое и честное управление обществом.
Одним из наиболее выдающихся свидетельств в пользу свободы печати стала «Ареопагетика» Джона Мильтона. Авторы «Четырех теорий прессы» свидетельствуют: «От Мильтона пошли современные понятия «открытого рынка идей» и «процесса возвращения к истине»: «Пусть все, у кого есть что сказать, получат свободу выразить себя. Истинное и разумное выживет, ложное и неразумное будет разбито. Правительство не должно вмешиваться в эту борьбу и оказывать влияние на шансы той или иной стороны. И даже если ложное может одержать временную победу, то, что истинно, призвав в защиту дополнительные силы, в конце концов выживет через процесс возвращения к истине»1. . Анализ положений таких сторонников либертарианства как Джон Эрскин, Томас Джефферсон, Джон Стюарт Милль дает много интересного материала по разъяснению, становлению и развитию теории либертарианства в мировой журналистике. Данное течение достаточно четко выражено и сегодня, например, в США и других развитых странах.
Главными функциями журналистики либертарианство считает информирование, развлечение и рекламу. Основная задача СМИ — искать истину путем сопоставления всех имеющихся в обществе мнений. Правительство не имеет права вмешиваться в деятельность прессы, государственная монополия на нее отменяется. Решать, что правильно, а что неправильно, какая идея нужна обществу, а какая нет, должны не власть и чиновники, а простые граждане большинством голосов путем открытого обсуждения в прессе. Журналистика обязана быть средством контроля действий правительства, чтобы не допустить злоупотреблений с его стороны предоставленными ему народом полномочиями.
Либертарианство как принцип СМИ просуществовало до ХХ в. Радио и телевидение появились позже. Поэтому применение идей либертарианцев к вещательным средствам осуществлялось в каждой стране по- своему. В США эфирные частоты распределяло правительство, однако вещательные станции стали частными. В Великобритании использовали путь общественной корпорации. Во Франции была применена государственная монополия при сохранении духа свободного и открытого обсуждения. Однако рационализм и вера в благородные качества человека, то есть, фундаментальные положения либертарианства, не выдержали проверки временем и его заменила теория социальной ответственности.
Теория социальной ответственности появилась на исторической сцене в ХХ в. Основные ее положения были сформулированы в докладе Федеральной комиссии США по вопросам свободы печати в 1947 г. «Свободная и ответственная пресса» (руководитель — Роберт Хатчинс), а также в книге члена комиссии Уильяма Хокинга «Свобода печати: контуры принципа». Главной предпосылкой теории послужило признание, что человек как биосоциальное существо не оправдал надежд либертарианства. Он не озабочен поиском и утверждением истины, очень часто ленится делать это. Он не занимается непрерывным умственным и моральным самосовершенствованием, а вместо этого приспосабливается к обстоятельствам. Вместо того, чтобы жить разумом, в человеке часто берут верх чувства, не всегда самые лучшие. Поэтому человека надо непрерывно побуждать к работе над собой.
Теория социальной ответственности предъявляет журналистике пять основных условий., Во-первых, пресса должна давать аудитории правдивую и точную информацию, причем так, чтобы она была понятна людям. Это требование имело результатом отделение журналистики мнений от журналистики фактов и возникновение объективного репортажа, гордости американской журналистики. Второе условие предусматривало превращение журналистики во всенародную трибуну для массового обсуждения актуальных национальных и международных проблем. По третьему условию журналистика должна равноценно представлять на страницах печати и в телерадиоэфире все социальные слои и группы общества. Четвертое- пресса обязана показывать и разъяснять аудитории ценности и задачи национального и мирового сообщества. И, наконец, пятое: задача прессы- представить публике свободный поток информации, т.е. полный отчет о событиях текущего дня и обеспечить всем доступ к этим сведениям.
Особого внимания заслуживает взгляд на взаимоотношения прессы и правительства. «Согласно теории социальной ответственности, правительство не просто должно разрешать свободу, но обязано активно ее развивать.1 Правительство, которое обладает неограниченными полномочиями, включая подчинение ему силовых структур, вполне в состоянии обеспечить свободу слова и журналистики, в том числе от экономически влиятельных концернов и объединений.
Авторы «Четырех теорий прессы» дают очень емкую характеристику возможностям и обязанностям правительства. Пресса должна оставаться как частное предприятие и быть свободной. Устранять частную прессу запрещено. Свобода слова — достаточно хрупкая вещь и ее надо всячески оберегать. Правительство в состоянии как разрешить, так и запретить ее. «Государственные служащие, чей срок пребывания в должности в большой степени зависит от общественного мнения, могут испытывать соблазн поставить выражение мнений под свой контроль… Правительство должно установить ограничения для самого себя не просто потому, что свобода выражения мнений является выражением существенных интересов общественности, но также потому, что это моральное право. Моральным это право является потому, что оно несет в себе элемент обязанности».
Обратим внимание на последнее предложение. Быть обязанным соблюдать свободу прессы означает для правительства его моральное право. Так считали назначенные правительством США специалисты комиссии Хатчинса. Естественно, что при таком отношении к журналистике страны она оказалась в состоянии стать самой могущественной в мире.
Все перечисленные выше три теории в период своего возникновения были достаточно прогрессивными и сыграли существенную роль в развитии зарубежной журналистики. Однако человеческое общество шло вперед, появлялись новые идеи и ценности, непрерывно развивалась и журналистика. Потому каждая теория, внеся свою лепту в создание облика демократической журналистики сегодняшнего дня, уступала роль лидера следующей. Не избежала такой участи и пресса социальной ответственности. Однако, если первые три теории были относительно цельными, то пришедшая им на смену и господствующая сегодня в мировой журналистике этическая теория более разнородна, неоднозначна. Возможно, это обусловлено усложнившимся характером всех видов и типов общественных отношений.
Центральным пунктом теории социальной ответственности, с которым не могли согласиться в первую очередь редакторы газет, журналов, телевидения и радио, было фактически разрешенное теорией вмешательство правительства в деятельность журналистики в случаях, когда она ведет себя «безответственно». Понятно, что, во-первых, сам критерий безответственности может быть выбран правительством произвольно. Во-вторых, поскольку журналистика постоянно развивается и экспериментирует, «в стране не может быть свободной прессы без того, чтобы последняя не демонстрировала отдельные примеры или даже целые периоды безответственности»[6]. Таково было мнение многих редакторов. Для того, чтобы устранить произвольное вмешательство правительства, журналистика должна была научиться сама себя регулировать. Так возникла этическая теория прессы с ее разновидностями. Кстати, теорию социальной ответственности и сейчас внимательно изучают студенты-журналисты многих стран.
Этическая теория прессы. В отличие от других, у этической теории нет какой-либо определенной группы основоположников, ее активно разрабатывают многие специалисты не только США, но и других стран мира. Успешную попытку сформулировать основные ее положения предпринял профессор Миссурийского университета США Эдмунд Ламбет. Его книга 1992 г. «Приверженность журналистскому долгу», второе издание которой было переведено на русский язык в 1998 г., не зря содержит подзаголовок «Об этическом подходе в журналистской профессии». Автор говорит, что в ней речь идет «не о том, чтобы отстаивать только один какой-то подход к журналистской этике. Наша цель заключается в том, чтобы показать, как наличие системы принципов может помочь отдельным личностям и организациям находить такие решения, которые будут способствовать этичному поведению».[7]Далее автор перечисляет такие принципы как правда, справедливость, свобода, гуманность и индивидуальная ответственность[8].
Обратимся к позиции практика. Британский журналист и газетный консультант Дэвид Рэндалл задается вопросом: «Что обычно подразумевается под этикой?» И отвечает на него так: «Для некоторых журналистов это — кодекс принципов, которых должны придерживаться, либо стыдиться, что не придерживаются, все работники прессы. Для рабочих, в основном для тех, кто работает в более грубых жизненных условиях, этика — проблема, не имеющая отношения к делу, нечто, о чем могут дискутировать профессора от журналистики. Такое разделение носит всеобщий характер»[9]. В виде практического этического кодекса он приводит следующие рекомендации: журналисты должны служить только своей газете и своим читателям; работа над каждой статьей должна быть честным поиском правды; нельзя поддаваться ни на какие уговоры напечатать что-нибудь; журналисты не должны позволять рекламодателям влиять, прямо или косвенно, на содержание газеты; надо представлять статьи для визирования, одобрения или запрета кому-либо за пределами редакции; цитировать всегда точно; не использовать свое положение для угроз или для получения привилегий; не обещать «снять» статью в обмен на дружбу или услуги; не обманывать людей ради получения от них информации; не придумывать и не улучшать информацию; никогда не раскрывать свои источники; всегда исправлять свои ошибки; не получать личную выгоду от своих статей.1
Советы Рэндалла вполне конкретны и практичны. Однако задача науки- представить все в более системном виде. Профессора, которых критикует Рэндалл, не всегда пишут отвлеченные вещи. К примеру, из принципов этической журналистики, приведенных Ламбетом в общей форме, можно вывести много советов, которые существенно дополнили бы Рэндалла.
Систему этических принципов с теми или иными вариациями повторяют и другие специалисты (профессора Хемид Мулана, Уильям Перри младший и др.). Остановимся только на практически часто встречающихся типичных эпизодах этики с точки зрения критериев международной журналистики.
Прежде всего, мы считаем, что этику не следует понимать только как культуру взаимоотношений. Второе, не менее (а для общества и более) важное значение термина, идущее уже от Аристотеля и Канта, — это то, что этика есть еще и долг журналиста перед обществом. Поэтому, когда речь заходит об этике, об отношении журналиста или редакции к тому или иному лицу, бывает нелишним поставить вопрос — а насколько это этично по отношению к читательской массе, представителем которой является редакция? Очень часто оказывается, что журналист поступает этично по отношению к определенному руководителю, игнорируя при этом интересы большинства, справедливости в целом, то есть он исходит из ложной этики.
Другой не менее важный вопрос — этично ли критиковать правительство? Такая критика не всегда бывает уместна в условиях восточного менталитета. Но, находясь со всеми народами мира на общем «корабле» цивилизации, нам придется констатировать — для представителей четвертой власти критика правительства вполне этична и уместна. Только делать это надо в пределах закона и с учетом принципов этической журналистики.
Этичности в деятельности журналистов очень помогают профессиональные кодексы. Ныне кодексы журналистской этики есть во многих странах. Из участниц СНГ их уже приняли Армения, Беларусь, Россия и др. Узбекистан, к сожалению, пока такого документа не имеет. В развитых странах существуют уже не единые общенациональные кодексы, но и отраслевые или ведомственные: Декларация принципов Американского общества редакторов газет, Этический кодекс Национальной ассоциации фоторепортеров, Этические нормы газеты «Вашингтон пост», Кодекс профессиональной этики журнала «Бизнес уик» и др.
Таковы основные доктрины и теории современной мировой журналистики. Перейдем к характеристике собственно концепций. Остановимся также на наиболее распространенных концепциях: структурализм, функционализм, структурно-функциональный анализ, постструктурализм или деконструкционализм, ситуационный анализ, «характерные новости», техницизм, объективизм и т.д. Особняком стоят контент-аналитическая школа, Анненбергская школа и др. Рассмотрим в краткой форме первые три из них, которые являются наиболее классическими.
Структурализм. Как научное течение возник в начале ХХ в., впервые был применен в структурной лингвистике. Его основоположниками являются профессора Клод Леви-Строс, Жак Деррида, Роланд Барт и др. Согласно данной концепции, из всех элементов журналистского произведения главное внимание должно быть уделено многочисленным проявлениям структуры, наделяют ее ученые определенными универсальными свойствами, которые поглощают все остальное, пытаясь представить через себя всевозможные свойства произведения.
Упрощенно говоря, для структуралистов проблемы «форма- содержание» не существует, есть только форма, содержание же практически бесследно растворено в ней. Вместо анализа каждого элемента содержания и формы произведения рассматриваются только взаимоотношения между элементами, составляющими структуру. Разумеется, анализ системообразующих свойств частей системы важен и нужен, но он не может заменить выявления самого содержания как многообразного смыслового ядра произведения. Выявление и рассмотрение структуры на любом уровне и в любом качестве не может заменить выявления и правильного осмысления идейно-чувственной насыщенности публикации. Никакое, даже бесконечное расчленение журналистского текста на микроструктуры здесь не поможет. Поэтому, признавая все преимущества структурализма, мы не считаем эту концепцию всесильной.
Основоположниками функционализма считаются профессора Чарльз Райт, Поль Лазарсфельд и др. Основная идея функционализма как теоретической концепции журналистики заключается в разложении целостного журналистского произведения на составные части с целью выявления и анализа взаимоотношений между ними- данные взаимозависимости и называются функциями. Функциональные зависимости возможны между частями одного уровня, между частями разных уровней, между частями и целым. Содержание в значительной степени проявляется в виде функций, однако знака равенства между ними ставить нельзя. Конкретно та или иная функция журналистского произведения означает сам способ воздействия определенного качества, свойства или части публикации на его восприятие аудиторией — как непосредственное, так и опосредованное, то есть через другие качества того же самого произведения. При этом последствия воздействия функций могут быть открытыми (явными) и скрытыми (латентными).
Выяснение функций и функциональных зависимостей журналистского произведения означает обнаружение и демонстрацию своего рода кинетических приемов его воздействия на массовую аудиторию. Функциональные возможности материала журналиста множественны, они зависят не только от самих способностей автора, но и от умения отдельного представителя аудитории воспринять ее. По нашему мнению, следует также различать внутренние функциональные проявления публикации (в пределах самого материала) и внешние (функции произведения во взаимодействии с окружающими его материалами, темами, рубриками, циклами, газетами, печатью, радио и телевидением).
Структурно-функциональный анализ обладает более обстоятельными возможностями системного изучения журналистского материала как целостного произведения. Концепция объединяет в себе ряд качеств структурализма и функционализма, ее основоположниками считаются профессора Толкотт Парсон, Роберт Мертон и др. Сторонники данного метода выделяют необходимые элементы структуры и определяют свойственные им функции. При этом каждая функция наделяется двумя значениями, в формах прямой и обратной связи, то есть, во-первых, задачами, которые выполняет структурная единица по отношению к другим частям структуры (функция данного элемента по отношению к другим элементам); во-вторых, влиянием других структурных частей на изменения данного элемента (функции других частей по отношению к данному элементу). При этом, как мы видим, между структурными частями журналистской публикации и их функциями устанавливаются причинно-следственные отношения.
Эта принципиальная характеристика структурно- функционального анализа разделяется подавляющим большинством ученых. Однако при определении детерминантных свойств концепции структурно-функционального анализа специалисты расходятся во мнениях, образуя два лагеря. Одни полагают, что теорию следует понимать в контексте социально-экономических отношений, которые являются для нее решающими. Другие считают, что более правильно взять за основу установившиеся в обществе ценности и традиции. Всесторонне проанализировав позиции тех и других, мы пришли к выводу, что если чисто умозрительно правы первые, то фактически, в повседневной жизни людей, более реально мнение вторых. Это хорошо видно из практики журналистики Узбекистана, где заслуги журналистского произведения оцениваются, в первую очередь, исходя из ценностей и опыта населения.
Две концепции понимания журналистики в Узбекистане. Говоря о степени включенности Узбекистана в современные теоретические концепции мировой журналистики, мы должны отметить, что такая включенность определяется его статусом как развивающейся страны. Это видно по четырем основным факторам.
Первый касается обмена информацией с другими странами. Развитие мировых СМИ и Интернета в республике ведет к тому, что Узбекистан также попадает в информационную зависимость от развитых стран. В результате он вынужден, используя положения доктрины Нового международного информационного порядка, ограничивать доступ информации на свою территорию. Законами Узбекистана предусмотрено, что ввоз и распространение в республике зарубежной издательской продукции, а также продукции средств массовой информации иностранных государств осуществляется на основании соответствующих актов законодательства и правил международных договоров, подписанных нашим правительством. Контролируется и массовая информация, поступающая по компьютерной сети Интернет.
Второй фактор касается авторитарной, либертарианской, социальной ответственности и этической теории журналистики. Журналистика советского периода в Узбекистане была авторитарной. Специфика национального менталитета республики способствовала тому, что после объявления независимости элементы теорий либертарианства, социальной ответственности и этической журналистики стали переплетаться в очень сложном виде. Тот же менталитет, видимо, ведет к тому, что для полного расцвета либертарианства в Узбекистане нет социальной почвы. Республиканскому читателю больше импонирует журналистика социальной ответственности, но еще больше, учитывая древнюю и самобытную культуру местных народов, этическая журналистика.
Рассмотренные выше теоретические концепции относятся к научным разработкам в области теории журналистики, таких или подобных им исследований в Узбекистане в ощутимом виде не существует. Причина в том, что теория, как и практика журналистики, находится все еще в пределах филологического понимания данной сферы общественной деятельности даже для подавляющего большинства журналистов, руководителей СМИ, ученых и правительства- таковы третий и четвертый специфические факторы, определяющие существующие в республике две теоретические концепции понимания журналистики — как филологическую и политическую сферы деятельности.
Журналистика в Узбекистане рассматривается как область литературно-художественного творчества, правда, в оперативной, публицистической форме. Нередко журналистика понимается и как одна из отраслей писательской деятельности. Так, ученикам старших классов и колледжей, которые пишут стихи, обычно пророчат путь в журналистику- и абитуриенты искренне удивляются, когда тетради их стихов не засчитываются в качестве журналистских публикаций при сдаче документов на журфак.
В Узбекистане многие писатели занимаются журналистикой, а журналисты становятся писателями. Десятки журналистов совмещают литературную и журналистскую работу, большинство при этом считает первую более серьезной. Обратимся к авторам, занимавших в разное время руководящие должности в журналистике и одновременно общепризнанным как писатели: Абдулла Орипов (поэт, Герой Республики Узбекистан, имел журналистское образование), Уткир Хошимов (писатель, редактор журнала «Шарк юлдузи»), Аб- дусаид Кучимов (поэт, председатель Национальной телерадиокомпании), Азим Суюн (поэт, редактор газеты «Узбекистон овози»), Мурод Мухаммад Дуст (писатель, генеральный директор УзА), Умида Абдуазимова (поэтесса, редактор газеты «Тонг юлдузи»), Барот Бойкобулов (поэт, редактор журнала «Мулокот»), Ойдин Хо- жиева (поэтесса, редактор журнала «Саодат») и т.д.
В результате такого понимания и отношения к журналистике она естественно оказывается сферой литературного творчества. Она признается таковой — и массовой аудиторией, и руководящими кругами. При подборе редакторов учитываются больше их литературно-публицистические способности, нежели политическая подготовка. Фактически призывы превратить журналистику в четвертую власть повисают в воздухе, так как в обществе отсутствует само понимание журналистики как сферы сначала — политической и только потом — как литературной деятельности.
Сегодня журналистика, несомненно, является больше политической, нежели литературной сферой. Конечно, журналист должен быть грамотным, хорошо владеть языком, на котором он пишет. Но еще больше к нему предъявляется требований политического характера. Журналистская информация доходит до аудитории ежедневно и в большом объеме, она стала формой оперативного и всестороннего освещения общественной жизни, т.е. важной политической силой. Произошло это потому, что в ее руках гласность — ее основное преимущество и оружие.
Массовая информация интересует человека как возможность улучшать свой статус в обществе, утверждать свои права. Гуманизм, как основополагающая тенденция прогресса человечества, требует непрерывно возрастающей заботы правительства о рядовом человеке. Люди через журналистику получают необходимые знания о своих правах и учатся через нее же защищать их. Так журналистика, по мере того, как ее сообщения доходят до все большего количества людей, трансформируется из литературной в политическую деятельность.
Защита прав человека требует наблюдения и контроля за тем, как с этими правами считаются власти государства. Сама журналистика как четвертая власть уникальна, потому что эта власть- массовая, народная, гласная. СМИ контролируют, как остальные три ветви власти руководят их страной, и потому получила статус четвертой власти. Как ее представитель, журналист должен быть достоин такого статуса и чувствовать ответственность за свои действия — не публиковать непроверенные факты, высказывать сомнительные суждения, делать другие опрометчивые шаги.
Во многих западных университетах департамент (отделение) журналистики уже давно входит в состав факультетов политических наук, социологии и т.п. Например, в основанном в ХШ в. Карловом университете в Праге отделение журналистики находится в структуре факультета политических наук. Действительно, по мере роста политического сознания членов общества преобразовывалась и профессия журналиста, все больше превращаясь из литературной деятельности в политическую. В разных странах это происходило в разное время. В США, Великобритании, Германии и Франции такой переход состоялся в основном во время национальных революций в ХУ11-Х1Х вв. Для планеты в целом переходным можно назвать, видимо, ХХ в.
2.2.Проблематика современной международной журналистики
Важнейший вопрос практического функционирования международной журналистики — ее проблематика.
Темы мировых СМИ многочисленны, даже их неполный перечень слишком велик. Поэтому, во-первых, будем изучать эту тему на общеконцептуальном уровне, и во-вторых,- с точки зрения современных информационных процессов. Так мы сможем рассмотреть вопрос в концептуально-функциональном аспекте и решить общую и конкретные задачи.
Общая характеристика информатизации человеческого сообщества. На нынешнем этапе, в условиях роста информационного рынка и информационной индустрии, а также резкой тех- нологизации СМИ, процесс получения информации, ее распространения, как и процесс обработки и воздействия, все больше приближается к всеобщему единству. Технологическое единство, технологические приемы и способы управления, а также обработки подготавливаемых материалов обусловливают обучение журналистов однотипным навыкам и мастерству.
Сугубо индивидуальная, творческая сторона деятельности журналиста, создающего смысловое содержание текста, также часто попадает под влияние распространенных в обществе шаблонов, мыслей, образов. Разумеется, чтобы быть понятым, автор говорит с аудиторией, прибегая к бытующим в ее среде стереотипам. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов то, что само общество может быть одержимо в целом какой-то одной, глубоко укоренившейся в нем идеей. Так было, например, при господстве прежней коммунистической идеологии.
Технологизация СМИ — необратимый и нарастающий процесс, и будущее человечества немыслимо без дальнейшей технологи- зации. Прогресс в этом направлении обусловлен тремя причинами. Во-первых, этому способствует само исторически поступательное развитие рациональной и технической мысли. Во-вторых, со всей остротой встала перед человечеством экологическая проблема, о которой мы ниже еще скажем. Ограниченность и исчер- паемость природы теперь для всех очевидны. В-третьих, следует признать, что ни религиозные, ни политические, ни территориальные преграды не остановят взаимного общения и передвижения людей. Человечество планеты в целом будет идти к интегрированию, вначале в рамках региона, континента, а затем и всеобще, планетарно. Это естественный закон продолжения жизни на земле.
Поэтому любое государство, в особенности с развитой или развивающейся рыночной экономикой, заботясь о будущем, о месте своего народа в человеческом сообществе, не может не поддерживать и не укреплять свою технико-информационную мощь. Нарастающая всеобщая информационная интерактивность также должна быть поставлена на службу этому делу. Оперативное, всестороннее, квалифицированное информирование людей призвано помочь определять правильные варианты решения проблем социальной, экономической и культурной жизни.
Информационный бум, свободный поток информации может нести в себе самое различное содержание. Читатели воспринимают не только позитивные, несущие в себе конкретные производственные, медицинские, образовательные рекомендации, но и те новости, которые сообщают об аномальных фактах и явлениях жизни, правонарушениях, бедствиях, социальных потрясениях. Раскроем в тезисной форме данные вопросы, которые в принципе и являются основными темами современной международной журналистики.
Экономическая проблематика. Что бы ни говорили идеологи, экономическая тематика всегда оставалась ведущей в международной журналистике, независимо от того, о какой экономике идет речь — мануфактурной, индустриальной или информационной. Поскольку современный этап является для Узбекистана периодом перехода от индустриальной к экономике технологий, рассмотрим поставленный вопрос именно с этой точки зрения — перехода и перспектив информационных технологий в аспекте глобальной экономики.
Взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик становится все очевидней. Неизбежное проникновение новых экономических форм более развитых стран в экономику менее развитых не только стимулирует их к прогрессу, но и существенно меняет мышление и образ жизни местных народов. Собственная историческая специфика, свойственная журналистике многих стран, имеет двойной результат: с одной стороны, нация сохраняет свою самобытность; с другой, такой образ жизни подвергается массированному давлению со стороны быстро развивающихся международных стандартов, инициаторами которых выступают передовые страны. В сегодняшнем взаимозависимом мире чем богаче страна, тем сильнее ее международное влияние. Газеты, журналы, радио и телевидение большинства стран говорят и пишут об огромном экономическом преимуществе Западной Европы, США, Японии, Китая,и России перед остальным миром. Важным критерием развитости страны по нормам международных экономических организаций является количество людей, работающих в сфере науки и техники. На середину 1980-х годов данный показатель составлял в Северной Америке 126200 человек на 1 млн. населения, в развитых странах — 70450, тогда как в развивающихся государствах всего 8260 чел. Среднемировая цифра была равна 23440 чел. Как видим, разрыв очень существенный.
Своеобразие современной глобальности мировой экономики состоит в том, что ныне ни одно государство не сможет прогрессировать, если не будет интегрироваться с другими странами. Особенно важны контакты с развитыми обществами. В 1990 г. государства «Большой семерки» произвели более 90% мировой продукции высоких технологий, им принадлежало более 80% вычислительной техники. В то же время они тесно зависят друг от друга. Например, в 2000г. 14% американской экономики контролировалось со стороны компаний Западной Европы. В свою очередь, компании США контролировали 16% западноевропейского промышленного производства. Весьма своеобразную позицию в этом вопросе занимает Япония. Активно присутствуя и в США, и в Западной Европе, она практически никого не допускает в свою национальную экономику, и одним из решающих методов здесь является культивирование японского языка и недостаточная распространенность английского.
Здесь уместно вспомнить быстро прогрессирующийся новый мировой экономический блок- Шанхайская шестёрка.
Глобальная экономика не является чем-то однородным. Она состоит из достаточно разнообразных национальных экономик. Фактором, который их объединяет, являются информационные технологии, возникшие на основе знаний и информации. Но достаточно много стран просто не включены в данную глобальную экономическую систему из-за неразвитости собственной внутренней компьютерной сети.
Политическая проблематика. В освещении политических тем со стороны СМИ развитых стран, существует важная закономерность. Газеты, журналы, телевизионные и радиостанции в значительной степени дифференцированы по направленности, потому политической проблематикой занимаются в основном общеполитические и специализированные издания и каналы. Большинство же внутринациональных СМИ более охотно интересуются экономическим положением в стране и в мире, нежели политическими проблемами, решение которых они предоставляют самим политикам. Вместе с тем политика — одна из глобальных тем международной журналистики.
Политическая проблематика периода информационных технологий также имеет резко выраженную специфику. Каждая нация нуждается в утверждении своей национальной идентичности, и в этом плане естественны усилия правительств, политика которых на это направлена. Но не следует забывать и взаимообусловленности развития стран. Излишняя политизация внутренней и международной жизни, которая наблюдается, например, в большинстве стран на постсоветском пространстве, ведет к заметному их отставанию на фоне ускоряющегося развития государств на основе международной интеграции с использованием информационных систем.
Экономика любой страны не может развиваться без правовой базы и политических организаций, таких как Кабинет Министров, Министерство внешнеэкономических связей в Узбекистане и т.д. Так, российская газета «Известия » писала, что рыночная экономика не работает вне институционального контекста, поэтому ключевой задачей продвижения реформ в России является построение такого контекста, дабы создать необходимые условия. Без таких структур рыночная экономика не может выйти за рамки мелкой спекуляции и одноразового жульничества. Это означает, что функционирующая или результативная рыночная экономика фундаментально отличается от простой задачи перемещения активов от государства и старой номенклатуры к их наследникам. Эта социальная, политическая и институциональная инфраструктура включает много элементов, таких, как законы, правила, кодексы и процедуры для разрешения конфликтов, для определения ответственности и собственности, для очерчивания границ прав собственности. Необходимо также быстро сформировать убеждение, что эти правила есть действительно правила, управляющие экономической жизнью, а не просто листки бумаги. Для этого нужна функционирующая государственная администрация. Рынок не является заменой государства, без государства рынок не может работать.1 Так что пренебрежение политическими механизмами не только нежелательно, но и просто ошибочно.
С другой стороны, роль политических рычагов нельзя переоценивать, что очень часто встречается в странах СНГ. Именно так объяснил причину неудачи России в стремлении перестроить свою экономику в 1991-1994гг. авторитетный экономический журнал Сибирского отделения АН России «ЭКО»: «Налицо явная, и, очевидно, окончательная неудача экономической политики правительства с ее односторонним упором на финансовую стабилизацию, с пренебрежением к интересам материального производства, с чрезвычайно упрощенным и политизированным подходом к проблемам рыночного развития и с ее примитивным пониманием роли и функций государства в рыночной экономике»2. Лишь впоследствии Россия смогла выровнять положение и у нее, хотя и медленно, но начался подъем.
В условиях глобализации и широкого развития информатики свободное распространение информации о стране, вынуждает правительство строже контролировать свои действия и лучше работать.
Культурная проблематика. Культура — более фундаментальное понятие, чем политика, поэтому, в силу своей масштабности и многофакторности, она подвергается в период компьютерных технологий особенно серьезным изменениям. В упрощенном понимании культура — это особенность сознания, поведения, сам способ жизнедеятельности национального общества, группы или индивида. Тезисно можно сказать, что культура — это образ жизни. А образ жизни в связи с компьютеризацией общества меняется особенно значительно. Многие авторитетные издания и журналисты полагают, что новые информационные системы, глобализируя взаимосвязи стран, тем самым интернационализируют их. В самом деле, развитие Интернета привело к тому, что государственные границы стали условными, ибо любая информация может легко проникнуть в любую точку любой страны, где есть телефонная сеть, канал, компьютер и модем. Можно даже сказать, что культура в ее прежнем понимании исчезает, появляется некая среднемировая, единая культура, которая проявляет себя, например, в одежде, музыке, телепередачах, кинофильмах, однотипных машинах, квартирах, коттеджах и т.д.
Космополитизм, как один из результатов, к которому могут прийти люди разных стран и национальностей — не лучший выход. Даже наличие некой универсальной международной культуры, при всех ее положительных сторонах, заметно обеднит в целом мировую культуру. Могут исчезнуть многочисленные и замечательные образцы национальных искусств, ремесел, одежды, песен, танцев и т.д., которые надо всячески оберегать, сохранять как невосполнимое богатство.
Реальность сегодняшней культуры — культуры периода компьютеров — надо воспринимать такой, какая она есть. Но не подчиняться ей слепо, а в разумных пределах управлять ею, сохраняя многообразие культур мира. Нет сомнения в том, что это уникальное достояние, потерю которого следовало бы расценивать как цивилизационную катастрофу. Телевидение, например, непрерывным потоком поставляет в каждый дом свои образцы и предметы потребления. Под влиянием СМИ жизнь и быт каждой семьи универсализируются. Массовые средства становятся вторым «я» индивида, семьи, махалли, производственных коллективов, научных и образовательных учреждений и т.д. Вместе с тем заслон стандартно-единой культуре, унификации нужно и можно поставить.
Как отмечают многие СМИ, культура постиндустриального периода базируется на двух основных предпосылках. Первая заключается в культурной среде данного общества, которая сформировалась исторически и имеет мощные корни в виде национальных традиций, обычаев, верований и т.д. Попытки игнорировать подобный менталитет всегда заканчивались неудачей. Практика показывает, что здесь не помогают ни поставка в такую страну современного оборудования и литературы, ни большие финансовые вливания и т.д. Как свидетельствуют выступления в СМИ, нет некоей абстрактной рыночной Конституции, которая подходила бы всем, независимо от того, в какой стране ее применяют. В каждой стране возникают и действуют свои законы рыночной экономики, обусловленные местной культурой и политическими условиями.
В то же время, данное разнообразие не мешает внедрению и развитию единых по духу и целям законов рынка — в контексте современных информационных систем. Рост информации и повышение ее роли в обществе — генеральная закономерность развития человечества. Это принцип. А его применение в каждом обществе может иметь свою специфику, что вполне закономерно.
Наиболее оптимальный путь развития с одновременным сохранением национальной идентичности в современных условиях выбрала Япония. Обратимся к одному источнику, который, на наш взгляд, достаточно ясно характеризует идею японской уникальности. Исследователь Косаку Иошино прямо утверждает, что японский культурный национализм есть путь «возрождения национальной общности путем создания, сохранения или усиления культурной идентичности народа, когда она, как чувствуется, исчезает или находится под угрозой. Культурный националист рассматривает нацию как продукт уникальной истории и культуры и как коллективное единство, наделенное уникальными свойствами»1. Речь не в терминах, а в сути дела. Слово «национализм» по традиции вызывает неприятные ассоциации, однако в приведенном выше японском толковании оно вполне уместно и правильно. Правильна и политика его использования в определенных условиях.
Глобальные проблемы современности как темы журналистики. Существует ряд мировых тем, от которых не может отмахнуться ни одно государство, находящееся на территории планеты. Это следующие, как их часто называют, мировые язвы: рост вооружений, экология, наркомания, СПИД и терроризм. Разумеется, приведенный перечень неполон.
Данные вопросы неоднократно ставились в конструктивном ракурсе Президентом Узбекистана Ш.М. Мирзиёевым.
Проблемы наркомании, СПИДа и терроризма обсуждаются в СМИ разных стран постоянно и достаточно активно, поэтому мы не будем сейчас на них подробно останавливаться. Скажем о такой разновидности терроризма как мафия.
Тесное сотрудничество компьютерных систем разных стран ведет к тому, что для мафиозных кланов и групп открываются безграничные возможности для беспрепятственного обмена шифрованной информацией. Так что правы те журналисты, которые утверждают, что мафиозные организации также глобализировались и что здесь надо принимать срочные и эффективные меры.
Тематика конкретных номеров популярных изданий. Наш анализ проблематики международной журналистики был бы не полон без постранично-тематического препарирования некоторых популярных изданий мирового уровня. Для конкретности и доказательности своих рассуждений мы выбрали английский еженедельный журнал «Экономист» («The Economist») и американскую ежедневную «Международную трибуну» («International Herald Tribune»), которая является международным совместным изданием газет «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост».
Возьмем номер «The Economists за 9-15 октября 1999г. В нем — 174 страницы, более 10 разделов, объем материалов от 0,3 до 7 с. Всего в номере 101 материал. По тематике и содержанию публикации номера разнообразны. Они размещены под разделами и рубриками: «Письма», «Лидеры», «Европа», «Соединенные Штаты», «Америка», «Азия», «Бизнес», «Финансы и экономика», «Наука и технология» и др.
Анализируя соотношение позитивных и негативных материалов, можно заметить, что первые больше представлены на фоне стран Европы и США. По странам же Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы даны в основном статьи и информации критического характера. Так, по США опубликованы статьи, корреспонденции: «Больше никаких испытаний»(о слушании в Сенате США вопроса о ратификации договора о запрете ядерных испытаний), «Ожидая звонка»(об американской конкурентной способности в сфере беспроводных коммуникаций), «Качаясь на детских качелях»(о балансе между консерваторами и либералами в Верховном суде США), «Мы все(почти) идем наверх»(о снижении уровня бедности в США), «Биография нереального человека»(о Рональде Рейгане), «Мак-Дональдсы радиоволн»(о консолидации американского радио) и др.
По сравнению с выше перечисленными материалами в некотором контрасте находятся статьи о других континентах мира. Это можно также увидеть по названиям публикаций: «Хаос на Кавказе», «Ответ на удар в Чечне», «Грязная игра» (о действиях оппозиции Сербии), «Шевеление»(о внешней политике Венесуэлы), «Охранники избирательных урн» ( об Иране), «Политика религии» (о религиозных противостояниях в Пакистане), «Своенравные союзники»^ об Индонезии), «Наблюдение»(о мерах Гонконга по спасению фондового рынка страны), «Дрожащие коленки»(о колебании курсов азиатских валют), «Японские ядерные игры»(о японской промышленности в ядерной энергии), «Латинская зависимость» (о состоянии финансов в Эквадоре) и т.д.
Мы можем констатировать, что журнал «The Economist» профессионально и грамотно высвечивает острые проблемы в тех или иных странах, использует много иллюстраций, фото, рисунков, таблиц, схем, диаграмм. Все это служит базой для убеждения читателя в достоверности и объективности излагаемого. Однако в целом в позиции журнала прослеживается продвижение имиджа стран Запада и США как наиболее благополучных и несколько отграниченных от проблем и конфликтов других регионов. Это дает основание считать, что «The Economist» в подборе тем, раскрытии содержания, выборе региона и ракурса его освещения придерживается некоторой тенденциозности. По этой причине положительного, передового, равного западному или североамериканскому образцу в публикациях о странах Азии, Восточной Европы, России в данном номере журнала почти нет. Такой же характер и направленность материалов прослеживаются и в других его номерах.
Газета «International Herald Tribune» представляет собой другой тип периодического издания и имеет несколько иную специфику общения с читательской аудиторией. Кратко охарактеризуем номер газеты от 30 сентября-1 октября 2000г. Он был отпечатан во Франкфурте-на-Майне. Газета имеет 26 страниц, в ней содержится около 80 публикаций.
Сообщения здесь носят преимущественно новостной, информационно-сенсационный характер и касаются сфер политики, общественной и культурной жизни. Акцент на актуальность, остроту факта сделан уже в самом заголовке. Вот некоторые из них: «Второй день насилия на иерусалимской земле»(о столкновениях палестинцев с израильтянами), «Акции протеста Милошевича в Сербии», «Британские политики предупреждают о возможных терактах»(антитеррористическая полиция готовится к терактам), «ЕС должен установить дату для следующего круга пополнения», «Гор и Буш высказывают разные способы победы». Мы можем сказать, что в целом газета «International Herald Tribune» обозревает мир по горизонтали, избегая вертикального, сугубо проамериканского подхода к подбору и интерпретации фактов. Тем более здесь помещен и критический материал о США «Компания по вкладам»(коррупция в правительстве США обретает новые формы). И все же баланс мнений, плюрализм, бросающиеся внешне в глаза, не служат основанием считать газету полностью беспристрастной и предельно объективной в отражении событий мира. При внимательном и глубоком анализе(особенно контент- анализе) статей, сравнении иллюстрационных материалов на полосе, методов верстки, макетирования мы можем заключить, что у редакции газеты «International Herald Tribune» есть своя линия, политика моделирования и представления аудитории информационной продукции. В целом газета также служит общеполитическому курсу внешней политики своей страны, поддерживает ее статус и авторитет на международной арене. Такова структурная и функциональная направленность газеты «International Herald Tribune» как одного из типичных американских международных изжаний
Таким образом, международные издания включают, интегрируют различные способы, методы работы с аудиторией, учитывают регион распространения своего издания, различные вкусы и потребности читателей. Они содержат широкий спектр вопросов, тем, взглядов на общество и его перспективу.
Проблематика мировой журналистики, конкретных международных изданий включает в себя весь обширный комплекс вопросов социально-экономической жизни мировых сообществ. Эта тематика отражает специфическую особенность нынешнего переходного периода от индустриальных форм к цифровым технологиям, коренные изменения в образе жизни сначала десятков стран, сотен миллионов людей, а впоследствии всего человечества. Мировые СМИ идут в первых рядах таких преобразований, активно обсуждая их и выбирая наиболее оптимальные пути продвижения вперед. Можно также отметить, что нет ни одного общественно значимого вопроса, который бы не нашел свое отражение в престижных международных изданиях.
Современная мировая журналистика имеет богатую предысторию, начиная с изобретения краски, алфавита и до печатного станка в Майнце. Исследователи изучили публицистические, организационные предпосылки журналистики в Древнем Риме и в
Древней Руси, однако вне их поля зрения осталась богатейшая история, культура средневекового мусульманского Ренессанса. Важнейшей частью данной культуры стала хорошо поставленная массовая коммуникация — устная и письменная, административная и военная, конная и пешая, голубиная и световая и т.д. Без такой коммуникации были бы невозможны сильные государства, возникавшие и распадавшиеся на территории Центральной Азии, Ирана, арабского халифата в течение тысячи лет.
Большим содержанием, высоким духом наполняла массовую коммуникацию в Азии в средние века философская и поэтическая, научная и нравственная мысль писателей и поэтов, ученых и политических деятелей Востока. Навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры насыщенные публицистическим смыслом произведения Фирдоуси, Джами, Навои и Бабура.
Демократия и свобода слова приобрело качественно новое, современное звучание в научно-философских трактатах, политических документах в странах Западной Европы. Ограничение прав короля, утверждение равноправия граждан общества, что впоследствии нашло свое отражение и в демократической журналистике, началось с принятия в 1215 году Великой Хартии вольностей в Англии. Последующие века стали периодом количественного и качественного роста демократических свобод. Массовая потребность в информации, этой главной гарантии демократии и свободы, остро поставила в повестку дня мировой истории вопрос о средствах ее распространения. Ответом на вызов истории стало изобретение Гутенбергом печатного станка. С этого времени берет свое начало история мировой журналистики.
Печатание книг и газет уже вскоре распространилось по миру. Страницы первых газет мало чем отличались от книжных, они печатались шрифтами почти тех же размеров и рисунков.
Надо отметить и такую закономерность — уже с самого своего зарождения журналистика стала интернациональным явлением — газеты на одном языке (например, английском), печатались в других странах (в Голландии, позже в Египте и т.д.).
Теоретические концепции современной международной журналистики обусловлены ее особенностями как социально- общественного феномена. Две главные доктрины — свободного потока информации и регулируемого обмена информацией — являются результатом двух основных подходов специалистов к роли и возможностям журналистики. Высокая степень технического развития журналистики дает преимущество сторонникам свободного потока информации, хотя их оппоненты и ищут варианты ограничения доступа неконтролируемой информации в свои страны.
Коммуникативистика и теория журналистики — близкие, но не тождественные между собой науки. Теория журналистики — понятие более конкретное, локальное и представляет собой часть коммуникативистики. Мы согласны со специалистами, выделяющими четыре основные исторические теории журналистики: авторитарную, либертарианскую, социальной ответственности и коммунистическую. Следует добавить, что в конце 20 в. особую популярность приобрели этические теории журналистики. Что касается частных концепций, то их достаточно много, часть из них приведена в работе.
Проблематику мировой журналистики кратко можно охарактеризовать как современную летопись мировой истории. Все основные события, происходящие на свете и волнующие людей, находят свое отражение на страницах газет, журналов, в телерадиоэфире. В принципиальном плане здесь обычно выделяют экономическую, политическую, культурную и другую тематику. Однако, как показывает практика многих стран, для журналистики, имеющей международный, межгосударственный характер важны темы, имеющие одинаково актуальный характер для всех обществ: гонка вооружений, экология, терроризм, наркомания, СПИД.
Анализ ведущих мировых СМИ показывает, что чем сильнее, солиднее и серьезнее издание, тем оно обладает большими возможностями свободно, глубже сообщать о волнующих общественность вопросах, не оглядываясь при этом на правительства или финансовые круги. Их единственные ориентиры- истина и точный, трезвый анализ, интерес массовой, вплоть до мировой аудитории
————————————————————
[1] Казаринова Н.В. и др. Практикум по социологии. Под ред. Г.С.Батыгина. М.: 2000. С. 172.
[3] Цит. по: Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. С. 86.
[4] Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы.
[5] Там же. С. 37.
[6] Ламбет Э. Приверженность журналистскому долгу. С. 25.
[7] Там же. С. 29
[8] Там же. С. 46.
[9] Рэндал Д. Универсальный журналист. С.137.
Литература
Абдуазизова Н. Туркистон матбуоти тарихи.Т. 2001.
Ахунджанов Э.А. Письменная культура Средней Азии.Т.: 2000.
Березин В.М. Теория массовой коммуникации. М.: 1997.
Бе^будий М. Танланган асарлар.Т.: Маънавият. 1997.
Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетий. Печать, телевидение и радио Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. М.:1997.
Жадидчилик: исло^от, янгиланиш, мустакиллик ва тараккиёт учун кураш.Т.:Университет. 1999.
Журналистика в переходный период. Проблемы и перспективы. М.:1998.
Засурский Я.Н. Искушение свободой(Российская журналистика: 1990-2004) М.: 2004.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М.:1995.
Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. Артикль Х1Х. Пер. с англ. М.:1994.
Гомиен Д. Комментарий к европейской конвенции о защите прав человека. М.,1995,
Законодательство о средствах массовой информации. М.:1999
Вороненкова Г.Ф. Путь длиной в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии. СПБ: 2000.
Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. СПб: 1999.
Каримов Н. Истиклолни уйготган шоир.Т. 2000.
Кашлев Ю. Массовая информация и международные отношения. М.: 1989
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество, культура. М.: 2000.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: 2002.
Маънавият юлдузлари. Т. 1999.
Майн Херманн. Средства массовой информации ФРГ. Пер. с нем. Бонн.:1995.
Муминова Ф.И. Современная международная журналистика: проблемы и тенденции. –Ташкент. Университет мировой экономики и дипломатии, 2006.-192 стр.
Правовые и социально-экономические аспекты деятельности СМИ. СПБ:1996.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. Алматы: 1996.
Мильтон Д. О свободе печати. История печати: Антология. М.: 2001.
Саламон. Всеобщая история прессы. Пер. с нем. М.: 2000.
Сергеев Г.И. От Дибао до «Женьмин Жибао». Путь в 1200 лет(История средств массовой информации Китая).М.:1989.
Сиберт Ф. Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: 1998.
Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.: 1997.
Internatijnal Encyclopedia of Communications Publised Joinitly with the Annerbery School of Communications. Univ.of Pensilvania- Oxford Univ. Press. NY, Oxford. 1989. Vol. 1-4.
Doris A. Graber. Media power in Politics. Tried Edition. Washing- ton.1994.
Everette E.Dennis. Jonh C. Merriel. Media Debats. Issuses in Mass Communication. New York.1991
The Media in Britain. London. 1994.
Radio and television in Turkey. Ankara. 1996.
Journal of central Asian Media Studies. Almaty. 1995.
International Centre for Media studies.( ICMI). Malaesia. 1995.
ЎзМУ Журналистика факультети доценти Шавкат Миралимов ушбу фан маърузалари матнини тайёрлашда яқиндан ҳамкорлик қилиб, амалий ёрдам берган профессор Фотима Мўминовага ва унинг ўқув қўлланмаси асосида ишимизга кўмаклашган тадқиқотчи Муҳайё Саидовага самимий миннатдорчилик изҳор этади.
Шавкат МИРАЛИМОВ: Спасибо за внимание. До встречи на следующих видеоуроках.
Берегите себя.
Было познавательно вспомнить пройденный материал «четыре теории прессы» . На мой взгляд, сегодня журналистика смешана во всех четырех теориях. В каких-то вопросах мы видим авторитаризм, в каких-то четвертую власть и т.п. Думаю четкую оценку состояния современной журналистики может дать профессионал, который видит в оба.
Спасибо за учебный материал!
До сих пор помню изучаемые во втором курсе материалы «Ареопагетика» и «Четыре теории прессы».
Учитывая всё это и прочие немаловажные нюансы, могу отметить, что прессе необходимо быть свободной, но и оставаться как частное предприятие — тоже, т.к. частную прессу запрещено устранять. Свобода слова — это не настолько крепкая и стойкая вещь, она достаточно хрупка, и её следует беречь соответственно.
Само же правительство решает, запретить или разрешить её.
Существующие теории прессы сыграли огромную роль в развитии зарубежной журналистики в период возникновения, но..общество развивалось, что является естественным процессом, шло вперед, прогрессировало, отчего в ход вступали новые идеи, ценности. За всем этим по следам шла и журналистика, медленными, иногда и ускоренными шагами. Каждая теория привнесла свой вклад в создание демократической журналистики.