Озарбайжон ва дунё
Сайтимизга хат келди: Саттар Бахлулзаде своим творчеством открыл новую страницу в живописи Азербайджана и Мира.
Народный художник Азербайджана, лауреат Государственной премии, основоположник лирического пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана Саттар Бахлулзаде (1909-1974) своим творчеством открыл новую страницу в живописи Азербайджана. Опираясь на национальные мотивы, Саттар создал свой собственный, уникальный стиль.
Имя азербайджанского живописца Саттара Бахлулзаде еще при жизни стало легендарным. Молодые бакинские художники произносили его всегда с неизменным уважением и любовью. Работы Бахлулзаде стали для них символом любви к родной земле, связи традиций народной жизни, народного восприятия красоты с нашими нынешними делами, современным мироощущением.
Саттар Бахлулзаде родился в 1909 году в семье простого землепашца Бахлула Бахлулзаде, который и думать не мог, что его сын станет когда-то известным живописцем.
В школьные годы Саатар любил читать стихи Великих Азерайджанских поэтов Низами Гянджеви, Вагифа, Хагани Ширвани, однако больше всего его вдохновляла поэзия Физули, герои его произведения Лейли и Меджнун.
Причем не только в своей стране, но и далеко за ее пределами, народным художником Азербайджана, лауреатом Государственной республиканской премии, произведения которого будут выставляться в Париже и Неаполе, Вене и Берлине, Монреале и Гаване.
Десятилетний Саттар сразу после установления в Баку власти советов одним из первых среди детей односельчан пошел в только что открывшуюся школу. Именно здесь он впервые начал рисовать. Его это настолько увлекло, что после окончания школы он поступил в Азербайджанский художественный техникум, за четыре года учебы в котором приобрел необходимые навыки письма маслом и акварелью.
Имея огромное желание творить, в 1927 году Саттар Бахлулзаде поступил в Азербайджанскийхудожественный техникум, где получил начальное профессиональное художественное образование. Втехникуме Саттара опекал известный к тому времени художник Азим Азимзаде.
После окончания училища Бахлулзаде начал пробовать себя в разных жанрах, пока не пришел к тому, в чем со всей мощью проявился его уникальный дар. Он рисовал карикатуры, работая под руководством известного художника Азима Азимзаде в газете «Коммунист». Это были иллюстрации к публикуемым в газете материалам — фельетонам, сатирическим заметкам. Однако вскоре он оставил работу в газете — в 1933 году молодого художника направили в Москву, где он продолжил образование в Московском художественном институте (ныне МГХИ им. Сурикова). Там его учителями были прекрасные мастера — В.А.Фаворский и Л.А.Бруни, а с третьего курса Бахлулзаде занимался в мастерской замечательного педагога и прекрасного колориста, профессора Г.М.Шегаля, который всемерно поддерживал молодого азербайджанского художника, в котором разглядел живописца с развитым чувством цвета и склонностью к колористической насыщенности.
В 1940 году Бахлулзаде работал над картиной «Восстание Бабека», посвящённой революционеру изАзербайджана, возглавлявшему мятеж против арабского владычества. Но когда работа была закончена ивыставлена, Саттару в связи с начавшейся в 1941 году Великой Отечественной войной не удалось защититьдипломную и ему пришлось вернуться в Баку. После окончания войны Саттар получал несколькоприглашений из Москвы для защиты дипломной, но Саттар этого не дела. Он говорил: «Нужен ли художникудиплом для доказательства своей ценности».
В первой половине 50-х годов он создает целую серию полотен, написанных маслом, тушью и карандашом, посвященных Кубе: «Долина Гудиалчая», «Дорога на Гыз-Бенефша», «Между садами», «Берег Гудиалчая», «У подножия Шахдага». В них ему удается продемонстрировать собственный, уникальный живописный стиль, сформированный на основе плодотворного соприкосновения богатых национальных культурных традиций с традициями русской и западноевропейской живописи, в частности французских импрессионистов, чье влияние будет четко просматриваться в его работах. Влюбленный в природу родного края, художник смог проявить в этих полотнах лучшие грани своего таланта. Он, наконец, нашел то, свое, для чего, наверное, и пришел в этот мир — живописание родной природы.
Работы кубинской серии, показанные на выставке в 1953 году, принесли Саттару Бахлулзаде громкую славу мастера лирического пейзажа, тонко и проникновенно чувствующего красоту окружающего мира, которую он мог рассмотреть во всем…
Особенно значимым в его жизни стал 1954 год, когда состоялась его первая персональная выставка, вызвавшая большой позитивный резонанс среди знатоков и любителей живописи. В том же году Бахлулзаде принял участие в выставке произведений художников Закавказья, проходившей в Москве. А уже в следующем году пройдет его персональная выставка пейзажей. Затем он представит свои полотна на выставках изобразительного искусства в Праге в 1957 и 1964 годах. В 1959 году он будет награжден орденом Трудового Красного Знамени, а спустя десять лет получит второй такой же орден.
В 60-е годы талант художника проявился в полной мере. В этот период он полностью переключился на пейзажи.
Бахлулзаде нечасто бывал в своей бакинской мастерской и в родительском доме в Амираджаны. Большую часть времени он путешествовал с этюдником по стране, стремясь запечатлеть все многообразие ее богатейшей природы. Целыми днями бродил он по полям с этюдником и альбомом. Особенно любил Кубу. В тамошних селах его знали все — и взрослые, и дети, многие с ним здоровались, приглашали на чай.
Работал он без устали, от зари и до заката, под дождем и палящими лучами солнца. Работал настолько увлеченно, что забывал обо всем на свете — о еде, сне, отдыхе.
С особой любовью рисовал он природу и субтропического юга Азербайджана — Лянкярани, виды Карабаха — высокогорной Шуши и ее окрестностей. Но при этом вновь и вновь возвращался к любимому Абшерону — «Вечер на Абшероне», «Абшеронский пейзаж» (1962), земля которого, по его словам, «мускулиста и шершава, как ладонь крестьянина» — образ, достойный истинного поэта.
За всю свою творческую жизнь Саттар объездил практически весь Азербайджан и в своих полотнах отразил разный колорит и разный дух природы регионов страны. Он много ездил на этюды, работал неустанно, несмотря на капризы погоды, работал без отдыха и выходных, во многих регионах отлично его узнавали, любили, называли «певцом природы». В пейзажах «Слезинка Кяпаза», «Гюлистан», «Базардюзю», «Древняя Шемаха», «Пробуждение», «Водопады селения Лаза», относящихся к 60-70-м годам, художник своеобразно отразил разнообразную по характеру природу Азербайджана.
Особым своеобразием отличаются натюрморты Бахлулзаде. Главная тема ранних полотен, написанных в этом жанре, — цветы: нарциссы и розы, тюльпаны и хризантемы. Позже их сменят южные плоды: гранат, айва, груши, дыни, виноград, арбузы — «Наряды Абшерона», «Гранаты на фоне моря». В 1973 году, за год до кончины художника, состоялась его персональная выставка в Москве.
В 1964 году работы Саттара Бахлулзаде были выставлены в Национальной галерее в Праге. После выставкипять произведений художника были отобраны для коллекции музея. Саттар отказался от гонорара, предложивкартины галерее как подарки. Вёл художник простой образ жизни, не заботясь о деньгах. Саттар отличалсясвоей щедростью. Он часто дарил свои картины. В мастерскую художника заходили иностранцы, интересующиеся искусством. Однажды один итальянец решил купить одну из картин художника. Саттаррешил подарить ему картину, сказав что никогда не дарит дешёвых подарков.
Саттар Бахлулзаде ушел из жизни в один из осенних дней 1974 года, находясь в Москве, в полном сознании, на 65-м году жизни, рисуя последние в своей жизни плоды граната, увлекшие своими яркими сочными красками такого неравнодушного к ним Короля красок — великого Саттара Бахлулзаде.
Саттар Бахлулзаде написал неумерающие произведения. Можно отметить «Вдоль Куры», «Мечта земли», «Слезинки Кяпаза», «Азербайджанская сказка», «Натюрморт с Шемахинским покрывалом», «Джоратские дыни», «Апшеронский натюрморт», «В садах Мардакяна», «Портрет Физули».
Поразительны рисунки, изображенные на страницах дневников. Эти эскизы, наброски к картинам, зарисовки кажутся иллюстрациями для дневников, настолько точно они передают душевный настрой художника, но в то же время они позволяют узнать, что и как он планировал творить, как и какими путями шел к намеченным целям. Из этих дневников становится ясно, что художник мечтал создать монументальный триптих – «Азербайджан».
Уникальны настенные картины художника – он исполнил ряд картин на стенах домов своих друзей — художников.
Народный художник Азербайджана, лауреат Государственной премии, основоположник лирического пейзажа в изобразительном искусстве Азербайджана Саттар Бахлулзаде (1909-1974) своим творчеством открыл новую страницу в живописи Азербайджана. Опираясь на национальные мотивы, Саттар создал свой собственный, уникальный стиль.
Имя народного художника Азербайджана, лауреата Государственной премии Саттара Бахлулзаде(1909-1974) известно не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами.
Уникальный живописный стиль С.Бахлулзаде формировался на основе плодотворного соприкосновения богатых национальных культурных традиций азербайджанского народа с традициями русской и западноевропейской живописи. Несколько десятков пейзажей-картин, сотни этюдов с натуры, тысячи рисунков — таково бесценное наследие, оставленное Саттаром Бахлулзаде. Картины художника хранятся и демонстрируются в различных галереях Азербайджана и мира.
Сўнгги фикрлар