Туркиянинг беқиёс бойликлари
Туркия ташқи ишлар вазири Мавлуд Чавушўглунинг шарқий оқденгизда
Туркиянинг нефт қидирув фаолияти ва бу сохадаги халқаро муаммоларга оид мақоласи охирги пайтда дунё кун тартибига чиқди. Бу мақола Туркиянинг муносабатини акс эттириши жихатидан муҳим ҳисобланади.
СОГЛАСИТЕСЬ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ИЛИ МЫ ПРОДОЛЖИМ
Статья Министра иностранных дел Турецкой Республики Г-на Мевлюта Чавушоглу, опубликованная в газете «Кипрская почта»
(Неофициальный русский перевод оригинального турецкого текста)
Прошло более полувека с тех пор, как киприоты-греки насильственно захватили Республику Кипр в 1963 году, которая была учреждена договорами 1960 года и основана на партнерстве между турками-киприотамии и киприотами-греками на основе политического равенства. Из-за непримиримой позиции кипрско-греческой стороны переговорные процессы, проводившиеся под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) с 1968 года, не принесли положительных результатов. Несмотря на конструктивный подход, продемонстрированный Турцией и Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК), Конференция по Кипру, являющаяся последним раундом всеобъемлющих процессов урегулирования, завершился в Кран-Монтане в июле 2017 года безрезультатно и последний переговорный процесс также потерпел неудачу.
Основная причина провала этих переговоров заключается в том, что кипрско-греческая сторона отказывается делиться властью с турками-киприотами. Мы являемся свидетелями того, что с момента закрытия Конференции по Кипру не изменилось мышление кипрско-греческой стороны. Лидер киприотов-греков по-прежнему считает себя главой унитарного государства и лидером, предоставляющим права меньшинствам. Он показывает, что он далек от принятия политического равенства кипрско-турецкой стороны.
Как Турция, мы подчеркивали, что переговоры не могут возобновиться с того момента, когда Конференция по Кипру была завершена в 2017 году без результата.
Мы подчеркивали, что для возобновления переговоров необходимо заранее определить, о чем пойдет речь, в каком направлении и в рамках каких условий. В течение последних пятидесяти лет переговоры, направленные на создание двухзональной и двухобщинной федерации, оставались безрезультатными. Мы не считаем целесообразным участвовать в новых открытых усилиях без четкого видения или цели и начинать переговоры только ради проведения переговоров. Как турецкая сторона, мы не игнорируем никакой модель решения и не настаиваем на какой-либо модели урегулирования. Мы выступаем за то, чтобы все варианты были на столе. Вместо того, чтобы называть модель урегулирования, для нас важно то, что урегулирование обеспечивает политическое равенство турок-киприотов и их эффективное участие в механизмах принятия решений, а также включает урегулирования, гарантирующие их благосостояние и безопасность.
С другой стороны, если начнется новый переговорный процесс, необходимо заранее подтвердить, что у обеих сторон на острове есть общее видение и что они готовы к переговорам на общей почве. В нынешних обстоятельствах, когда кипрско-греческая сторона отступает от прошлых сближений и не принимает политическое равенство турок-киприотов, трудно сказать, что такая общая почва существует.
Мы сталкиваемся лицом к лицу с администрацией киприотов-греков, которая в полной мере использует все преимущества членства в ЕС и считает себя единственным владельцем острова. Как Кипрско-греческая сторона не желает делиться ни политической властью, так ни природными ресурсами острова с турками-киприотами, которые являются совладельцами острова. Своей односторонней деятельностью, связанной с углеводородами, администрация киприотов-греков не только игнорирует неотъемлемые права турок-киприотов на природные ресурсы, но и нарушает права Турции, вытекающие из международного права на ее континентальный шельф, зафиксированных в Организации Объединенных Наций.
С самого начала мы подчеркивали, что при принятии любых решений об общих ресурсах острова турки-киприоты также должны быть включены в механизмы принятия данных решений. Кипрско-греческая сторона отклонила предложения о сотрудничестве, предложенные властями турок-киприотов в 2011 и 2012 годах. Кроме того, кипрско-греческая администрация, к сожалению, не рассматривает вопрос об углеводородах как элемент, которым следует поделиться и решить совместно с турками-киприотами. Администрация киприотов-греков также утверждает, что сохраняет права турок-киприотов, которая будет предоставлена им после урегулирования. В то время как кипрско-греческая сторона в настоящее время занимается маркетингом ресурсов острова и начинает получать доход, ни для нас, ни для турок-киприотов неприемлемо, что они отказываются от пользования киприотов-турков правами после решения, которое было предотвращено сами киприотами-греками.
Таким образом, предложение, выдвинутое турками-киприотами 13 июля 2019 года в отношении углеводородных ресурсов, было совершенно точным и своевременным. Это предложение, которое мы полностью поддерживаем, предусматривает, что турки-киприоты и киприоты-греки, как совладельцы острова, будут сотрудничать в области углеводородных ресурсов, на которые они имеют равные права, включая распределение доходов и одновременное использование этих ресурсов. Реализация этого предложения положит начало новой эре сотрудничества, внесет вклад в региональный мир, стабильность и сотрудничество, а также создаст подходящую почву для урегулирования кипрской проблемы.
Проблема углеводородов в Восточном Средиземноморье имеет два аспекта. Одна из них связана с защитой прав континентального шельфа Турции, а другая — сама проблема Кипра.
Имея самую длинную береговую линию в Восточном Средиземноморье, Турция решительно защищает свои права и интересы на своем континентальном шельфе. Неправильно устанавливать прямую связь между данным вопросом и проблемой Кипра. Действительно, мы продолжаем нашу деятельность по разведке и бурению в тех районах, где мы зафиксировали наши права на континентальном шельфе как географически, так и юридически в присутствии ООН, начиная с 2004 года, в которой наше правительство предоставило лицензии компании «Турецкая Нефть» в 2009 и 2012 годах. Наше буровое судно «Явуз» в настоящее время работает на турецком континентальном шельфе. Мы видим, что администрация киприотов-греков поднимает шум почти на каждой платформе и выдвигает необоснованные жалобы на то, что «Турция нарушает нашу исключительную экономическую зону (ИЭЗ)». Почему необоснованно? Поскольку в отношении района, где наше буровое судно «Фатих» проводит свою деятельность, зона морской юрисдикции между Турцией и островом Кипр еще не разграничена посредством соглашения о делимитации морских границ. Таким образом, юридически невозможно назвать данную зону, например, «ИЭЗ администрации киприотов-греков».
Подход Турции в этом вопросе соответствует международному праву. Согласно морскому праву, когда речь идет о делимитации, островам может быть оказано ограниченное влияние — или даже в некоторых случаях — вообще не будет действовать — с точки зрения создания континентального шельфа и ИЭЗ по сравнению с континентальными береговыми линиями, в тех случаях, когда существуют острова искажает справедливое разграничение. Автоматический метод равного расстояния не имеет абсолютно никакого места в международном праве. Справедливое делимитация является основным принципом в соответствии с международным правом, включая прецедентное право и судебную практику. Метод разграничения зон морской юрисдикции должно осуществляться либо посредством двустороннего соглашения, которое не нарушает права третьих сторон, либо путем передачи вопроса в международный судебный механизм. Например, что касается прав на континентальный шельф Турции, то так называемое соглашение об ИЭЗ греков-киприотов и египтов 2003 года является недействительным не только из-за самого существования кипрской проблемы, но и из-за того, что с точкой зрения морского права Соглашение нарушает континентальный шельф Турции.
На западе острова только после урегулирования кипрского вопроса и создания государства, c которым Турция может взаимодействовать, вопрос о делимитации, естественно, будет обсуждён.
Второе измерение вопроса касается защиты в соответствии с международным правом неотъемлемых прав турок-киприотов, которые являются совладельцами острова. В этой связи мы неизменно оказываем полную поддержку ТРСК. Наша деятельность включает в сферу применения, которой правительство ТРСК предоставило лицензии компании «Турецкая нефть» в 2011 году. Наше буровое судно «Явуз» и сейсмическое судно «Барбарос Хайреддин Паша» ведут свою деятельность в этих областях.
Короче говоря, как Турция, мы реализовали все действия, которые мы сильно подчеркивали на местах. Таким образом, мы реагируем, предпринимая реальные шаги в этой области, к настойчивой односторонней углеводородной деятельности кипрско-греческой стороны, игнорируя турок-киприотов. Турция сохраняет свою принципиальную и решительную позицию. Действительно, как каждый раз заявлял наш президент, мы никогда не допустим нарушения законных прав и интересов турок-киприотов.
Если киприоты-греки не пойдут на сотрудничество с турками- киприотами — равноправным партнером острова, которое включает в их механизм принятия совместных решений в отношении углеводородных ресурсов, и если не будет создан механизм сотрудничества, как предусмотрено в предложении от 13 июля, Турция будет решительно продолжать свою деятельность без изменения в районах, где ТРСК предоставила лицензии компании «Турецкая Нефт».
Мы за мир и стабильность в Восточном Средиземноморье. Турция, которая имеет самую длинную береговую линию в Средиземном море, с точки зрения истории и геополитики, занимает ключевое положение для стабильности и безопасности в регионе. В этом контексте любый поиск партнерства и сотрудничества, направленный на исключение Турции в регионе, обречено на провал. По сути, это следует рассматривать как естественное следствие реалий региона и международного права.
Понятно, что турки-киприоты являются жертвой из-за сохранения статус-кво на острове. Мы никогда не допустим, что турки-киприоты расплачиваются, которые одобрили план Аннана, который был отвергнут киприотами-греками, приложили все усилия, чтобы найти решение, пожертвовали всеми ожидаемыми от них жертвами и продемонстрировали позитивный и конструктивный подход в Кипрская конференция, которая завершилась в июле 2017 года в Кран-Монтане. Турция никогда не оставляла турок-киприотов в одиночестве и прилагала все усилия для защиты их прав и интересов. Она никогда не избежит от любой самоотверженности в будущем.
Сўнгги фикрлар