ЮНИСЕФ и Национальный университет Узбекистана: достижения и планы
Важнейшим направлением Стратегии действий по пяти приоритетным
направлениям развития Узбекистана уделено совершенствованию системы социальной зашиты населения. Становление новой модели социальной зашиты предполагает наличие новых кадров, глубоко понимающих происходящие перемены, готовых профессионально решать многоплановые задачи социальной защиты различных категорий населения.
В связи с этим, актуализируется потребность в кадровом обеспечении социальной сферы, специалистами, обладающих знаниями и навыками работы с социально уязвимыми слоями населения, и соответственно необходимость дальнейшего развития профессиональной деятельности -«социальный работник».
Небольшая история развития социальной работы в нашей стране свидетельствуют об интенсивной работе, предпринятой за короткий отрезок времени. Эти изменения напрямую связаны с деятельностью основных партнеров по развитию социальной работы в стране, таких как, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство народного образования, Министерство занятости и трудовых отношений, Республиканского Центра социальной адаптации детей (РЦСАД), в рамка реализации проектов Программм «Защитим ребенка» Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ в Узбекистане, Программы развития ООН (ПРООН).
Результатом социального партнерства с вышеперечисленными партнерами явилось:
- продвижение социальной работы в Узбекистане на академическом уровне;
- подготовка социальных работников в сфере защиты семей и детей на уровне бакалавриата и магистратуры;
- переподготовка на курсах и тренингах более 300 работников различных учреждений социальной защиты детей;
- наращивание теоретических и методических ресурсов в форме проведения международных и республиканских форумов и конференций;
- введение в нормативные документы понятий «социальная работа», «социальний работник»;
- изменение отношения к уязвимым категориям населения и формирование готовности работать в качестве социальных работников и оказывать профессиональную помощь семьям, детям, престарелым, людям с инвалидностью и другим уязвимым категориям населения.
Подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере социальной защиты населения – социальных работников осуществляют 3 вуза: Национальный университет Узбекистана, Самаркандский государственный университет, Ферганский государственный университет, в которых функционируют отдельные кафедры Социальной работы.
С 2008 по 2017 гг. высшие учебные заведения страны выпустили около 900 специалистов по социальной работе, значительная часть которых работает в государственных и негосударственных службах социальной защиты, в высших и средних специальных учебных заведениях, местных органах власти, центрах занятости, детских институциональных заведениях, органах внутренних дел.
Вместе с тем, дальнейшее развитие системы социальной поддержки и медико-социальной помощи уязвимым слоям населения требует повышения её кадрового потенциала, как в контексте переподготовки действующих сотрудников системы социальной защиты уязвимых групп населения, так и формирования профессиональной компетенции социального работника в сфере оказания медико-социальной помощи людям.
В условиях дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки уязвимых категорий населения, в том числе, семей с детьми, людей с инвалидностью, престарелых необходимо повышение её кадрового потенциала, как в контексте подготовки специалистов, повышения квалификации преподавателей, так и переподготовки действующих сотрудников системы социальной зашиты.
Учитывая значительный опыт партнёрских отношений ЮНИСЕФ с государственными и негосударственными организациями Узбекистана в сфере продвижения социальной работы в Узбекистане, актуально растущую потребность в развитии системы социальной поддержки уязвимых семей с детьми, в рамках Страновой программы ЮНИСЕФ по улучшению благосостояния детей и женщин на 2016-2020 годы определена необходимость:
«2. Усиления институционалъного и кадрового потенциала специалистов по имплементации законодателъних актов в области прав детей и защиты детей»,
2.4 «Усиления потенциала действующих и будущих специалистов в области защиты детей (социалъных работников, специалистов в области правосудия, органов опеки и попечителъства, комиссий по делам несовершеннолетних, педагогов и медицинских работников, сотрудников махаллинских комитетов и других специалистов»
В этой связи с 2017 г.начата реализация совместного долгосрочного проекта ЮНИСЕФ с Национальным университетом Узбекистана «Дальнейшее развитие образования и практики социальной работы в Узбекистане», задачей которого является:
— обеспечения в нашей стране устойчивости профессии «социальная работа» в области защиты уязвимых категорий населения, в том числе семей и детей;
— подготовка квалифицированных специалистов по направлению образования «Социальная работа»;
- установление контактов с зарубежными университетами.
- разработка тренингового модуля для обучения практиков системызащиты ребенка основам социальной работы с детьми и семьями;
Основным результатом первого этапа совместного проекта ЮНИСЕФ и Национального университета Узбекистана явилось открытие базовой кафедры Социальной работы на факультете Социальных наук Узбекистана, а также подготовка тренингового модуля и проведение тренингов для заместителей хокимов г.Ташкента и организаций, входящих в систему социальной защиты семей и детей, осуществлённых в 2017 г.
В целях дальнейшем продвижении социальной работы в Узбекистане8 февраля 2018 г.в Национальном университете Узбекистана состоялась встреча ректора НУУз проф. Авазжона Марахимова с Главой регионального представительства ЮНИСЕФ в Европе и Центральной Азии Аароном .Гринбергом.
Глава регионального представительства ЮНИСЕФ в Европе и Центральной Азии Аарон Гринберг в своём выступление отметил желание ЮНИСЕФ продвигать социальную работу в Узбекистане. В этих целях начинается реализация проекта продвижения образования и практики социальной работы в Национальном университете Узбекистана. Проект предусматривает участие международных экспертов в подготовке нового поколения государственных стандартов, учебных планов и программ в соответствии с международными требованиями, как для бакалавриата, так и магистратуры.
Второе направление совместных действий заключается в продвижении профессии Социальная работа, переподготовка действующих специалистов в системе социальной защиты детей (органах опеки и попечительства, институциональных заведениях – домах Мехрибонлик, Мурруват, Саховат, детских городках, махаллях, реабилитационных центрах и др.). Эти специалисты не имели возможности получить образование по социальной работе, но работая в данной сфере должны пройти сокращённую версию программы подготовки или переподготовки социальных работников. В этом заинтересованы многие министерства и ведомства и ЮНИСЕФ считает использование своих ресурсов в этом деле одним из своих приоритетов.
Г-н Гринбергсказал о готовности ЮНИСЕФ предоставить международных экспертов, определить конкретные пласты совместной работы, создать группу обеспечения регулярной связи, которая будет продвигать совместный план работы.
Ректор Национального университета Узбекистана Авазжон Марахимов особо отметил задачи, стоящие перед специалистами социальной сферы, тех, кто на практике участвует в реализации задач, поставленных вСтратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана на ближайшие годы. Этим специалистам нужны специальные знания, которые они смогли бы получить, используя накопленный в этой области опыт зарубежных стран.
За небольшой период с начало реализации совместного с ЮНИСЕФ проекта сделано немало. Открыта кафедра социальной работы на факультете социальных наук Национального университета Узбекистана. Кроме того, совместно с Комитетом женщин Узбекистана подготовлена программа тренинга для переподготовки сотрудников хокимиатов и махаллей. Эти тренинги успешно были проведены в г.Ташкенте.
В настоящее время стоят задачи совершенствования образовательного процесса и без поддержки международных специалистов, обойтись будет трудно. Необходимы целевые программы формирования профессиональных социальных работников, касающихся всех уровней высшего образования – бакалавриата, магистратуры и доктарантуры.
Практики, работающие в социальной сфере, также нуждаются в переподготовке. Более 70%, работающих в этой сфере, не имеют базового образования. Для них с этого года создано трёхгодичное заочно-дистанционное обучение в университете с использованием IT технологий. Необходимо разработать месячные и трёхмесячные курсы переподготовки для работников сферы социальной защиты семей и детей.
Руководитель программы защиты ребёнка ЮНИСЕФ в Узбекистане Фуркат Лутфуллаев,сообщив о результатах проекта 2017 г., остановился на конкретных планах на 2018-19 гг. по созданию команды с потенциальными международными экспертами.
9 февраля 2018 г. на заседании группы по достижению результатов в области социальной защиты, организованной в соответствии с Рыночной программой ООН по оказанию содействия Республики Узбекистана (ЮНДАФ) на 2016-2020 годы, на которой были обсуждены вопросы создания эффективно функционирующей системы социальной работы, г-н Гринберг особо подчеркнулроль Национального университета Узбекистана и лично его ректора А.Марахимова в готовности продвигать образование и практику социальной работы в Узбекистане. Правильное понимание того, что наряду с развитием академического образование необходима повышение квалификации действующих специалистов, занимающихся в настоящее время социальной защитой уязвимых категорий населения страны. Следующие шаги в продвижении социальной работы видятся в создание тренинговых программ для обучения практиков во всех организациях, в функции которых входит оказание услуг и социально поддержки населения.
Реализациясовместного проекта на 2018-19 гг. позволит вузовским специалистам:
- установить контакты с ведущими зарубежнмми университетами, занимающихся подготовкой социальных работников в целях обмена опытом;
- совершенствовать госудаственные образовательные стандарты, учебные планы и программы по социальной работе,как в направлениях бакалаврита, так и специальнойтей магистратуры;
- повысить профессиональную компетентность социальных работников, с учетом их базового образования, опыта работы, специфики профессиональных обязанностей;
- подготовитьнациональную команду тренеров по социальной работе, осушествляюших переобучение и повышения квалификациидействующих специалистов в сфере оказания социальных услуг уязвимым категориям населения, в том числе детям и семьям;
- осуществить перевод зарубежной учебной и научной литературы по социальной работе на узбекский язык и др.
Достижение этих результатов будет способствовать решению в республике проблемы кадрового обеспечения социальной политики государства, повышения квалификации социальных работников.
Переспективы совместной работы заключаются в:
- укрепление образования, методологической и исследовательской базы преподавания социальной работы, участие в обновлении программы переподготовки для практиков;
- внедрение новых подходов в проведении исследований в социальной работе (разработка курса по новым методам исследований, обучение преподавателей и студентов, разработка требований и тем исследовательских проектов, разработка исследовательских направлений и поддержка исследовательских проектов в области социальной работы);
- разработка программы практики студентов и приведение ее в соответствие с международными стандартами;
- пересмотр содержания курсов переподготовки по социальной работе и разработка новых модулей;
- разработка учебно-методической литературы, в том числе учебников по социальной работе и пособия для преподавания дисциплин по социальной работе;
- проведение международными экспертами тренингов для преподавателей трех университетов (НУУз, СамГу, ФерГу), семинаров для студентов направления социальная работа;
- обеспечения в нашей стране устойчивости профессии «социальная работа» в области защиты уязвимых категорий населения, в том числе семей и детей.
Учитывая значительный опыт партнёрских отношений ЮНИСЕФ с государственными и негосударственными организациями Узбекистана в сфере продвижения социальной работы в Узбекистане, актуально растущую потребность в развитии системы социальной поддержки уязвимых семей с детьми, Национальный университет Узбекистана видит серьёзный потенциал для реализации совместных проектов.Целенаправленная деятельность по реализациипоставленных задач позволит эффективно решать проблему повышения качества высшего образования.
Марифат Ганиева,
доктор социологических наук, профессор кафедры социальной работы Национального университета Узбекистана
Сўнгги фикрлар