С глубокой преданностью к профессии и науке. памяти Феликса Петровича Нестеренко

Устозларнинг устозлари ҳақидаги мақоласи ёшларга ибратдир, дейди Дониш домла.

Стоя у изголовья усопшего, перед преданием его земле, я испытывала глубокие переживания, и суть произнесенной мною речи выражали слова: «Прости, Учитель, прости, я не отплатила Вам по достоинству за все то, что для меня Вы сделали. Прости, Учитель». Он был похоронен в Ташкенте рядом со своей супругой, Натальей Ефимовной, ушедшей из жизни три года назад, в 2014 г.

Я посчитала своим долгом перед светлой памятью Учителя, собрать материалы о нем и поведать общественности о его деятельности. Многие сведения были получены от его дочери Натальи Феликсовны Беркут, приехавшей в Ташкент из Гамбурга по случаю смерти отца. Ее рассказы об отце и подаренная мне автобиографическая книга «Поймать синюю птицу», написанная ее матерью Натальей Ефимовной Нестеренко, не скрою, повергли меня в удивление. Перед моими глазами предстал человек, испытавший много трудностей, прошедший суровую школу жизни и в то же время, сохранивший огромный оптимизм, радость, любовь к людям. 

Мой путь в науку

В перестроечное время советского периода наблюдались разные перекосы, одним из них стало решение вышестоящих над вузом органов не допускать семейственность в науке, так автору данных строк было отказано в аспирантуре. Феликс Петрович Нестеренко в то время был деканом факультета журналистики Ташкентского госуниверситета, я к нему обратилась за помощью как быть, что делать. Он, можно сказать, по- отечески стал переживать, ходатайствовать, но результата не было. Затем Феликс Петрович зашел к ректору академику Сагды Хасановичу Сирожиддинову по моему вопросу. Через несколько дней меня вызвали и спросили, насколько серьезно я хочу заниматься наукой и учиться в аспирантуре, я, конечно, выказывала всю свою устремленность и горение, приводила аргументы. На предложение, как я смотрю, если мне выделят место в целевую аспирантуру Московского госуниверситета им. Ломоносова, я ответила, что обязательно оправдаю такое высокое доверие, сделаю все, чтобы вернуться с защитой диссертации. После отправки документов и сведений о сданных экзаменах, из Москвы пришел вызов на собеседование. Возникли проблемы с финансами на приобретение билетов и прочее. Настроение было пессимистическое, казалось, все срывается, но Феликс Петрович опять взял, как говорится, бразды правления в свои руки, звонил в Москву, вел переговоры, улаживал спорные вопросы. Благодаря его управленческим способностям, умению находить правильное решение в самых трудных ситуациях, многие, такие как я, смогли не потеряться в этой жизни, найти свой путь и войти в большой мир науки, стать ученым, неординарной личностью. 

Испытания Учителя на жизнь и выносливость

Феликс Петрович родился 3 июня 1930г в Москве. Отец нам почти ничего не говорил о своем детстве и родителях, рассказывает дочь Наталья, наверное, не хотел бередить свою душу и вносить какие-то омрачающие нотки в нашу жизнь. Лишь, когда я повзрослела, закончила вуз и была семейной, я стала его просить, чтобы он что-нибудь рассказал нам из своего детства. И он, смягчившись, немного поведал о себе. Отца Феликса Петровича оклеветали, навесили разных ярлыков, и он попал под репрессию, был расстрелян. Ему запомнился эпизод, он со своей матерью поехал в Саратов, проведать отца, везли ему передачу, что-то из вещей и продуктов. И когда они подходили к зданию тюрьмы, мать увидела и узнала в штатской одежде мужчину, который не раз приходил к ним и расспрашивал ее о муже и о ней самой. Мать сказала, он ищет меня, приехал за мной, тут же вынула сверток с документами отдала их сыну и сказала «Феликс, беги, сейчас же уезжай!». Больше он свою мать не видел, а сам тогда добрался до вокзала, залез на поезд, залег на «дно» вагона и так весь грязный, чумазый добрался до Москвы. Он остановился у своей тети, но та боясь за жизнь одиннадцатилетнего мальчика, отдала его в интернет. Это было страшное и трудное военное время, много осиротевших, обездоленных детей находили и сдавали в детские приюты, интернаты. Из воспоминаний отца Наталье запомнился и другой эпизод. В комнате, заполненной мальчишками, разных возрастов, где-то от семи до пятнадцати лет, каждый занятый своими мыслями, разговорами, готовился ко сну. Вдруг открывается окно дежурного, и мужчина громким голосом выкрикивает: «Есть среди вас романисты?» Дети недоуменно смотрят друг на друга и не могут понять в чем дело. Тогда Феликс спросил: «А что значит романист?». Дежурный ответил, «ну тот, кто читал романы». Тогда Феликс сказал, что он читал книги, романы. И дежурный повелел ему рассказать что-нибудь из прочитанного. На середину комнаты поставили стул, Феликс сел на него и стал пересказывать книгу «Дети капитана Гранта». Все слушали очень внимательно, в комнате установилась неимоверная тишина. И так, повелось, каждый раз перед сном подросток Феликс, пересказывал ребятам что-нибудь из прочитанного, это были «Последний из Могикан», «Синбад-мореход» и др. Если что-то забывал, он тут же добавлял новое от себя, придумывал, сам увлекаясь повествуемым. Часто «романист» валился со стула, очень уставал, говорил, докончу завтра, но его не отпускали, просили, чтоб еще немного рассказал. За это ему утром разрешалось подольше поспать, а в столовой предоставлялась возможность первым получить еду и с добавками. Именно тогда, заметив его любознательность, начитанность, один из старших воспитателей, стал ему твердить и убеждать, что он должен обязательно продолжать учиться, получить образование, профессию. Папа часто говорил, рассказывает Наталья, что ему всегда везло на хороших людей, многие ему помогали и давали ценные советы. Дед Феликса Петровича – Александр Петрович Егоров был матросом Балтийского флота, после службы он, саратовский купец, член правления пароходства. Бабушка – Александра Егорова, уральская казачка.

С 1947 по 1948 гг. Феликс учился в Школе юнг в Кронштадте и получил специальность военного механика. Затем служил в Тихоокеанском морском флоте, Дальний Восток, Находка, Камчатка – все эти места ему были хорошо знакомы. Иногда надолго уходили в море, не видели, скучали по земле, но зато именно там выковалась воля и надежда, вера в благополучное возвращение. С тех времен у моряка Феликса Нестеренко  сохранились несколько девизов, один из них хорошо запомнился его детям – «Юнги кронштадтские не сдаются!».

По призыву правительства того периода многие молодые специалисты направлялись осваивать целинные и залежные земли. На этом основании и Феликс Петрович Нестеренко в 1954г был направлен в Акмолинское сельхозуправление Восточно-Казахстанской области. Затем он работает в «Узбекгидроэнергострое», главным механиком на шахте «Ангренгресстроя», начальником транспортного отдела в тресте «Узбекшахтстрой». Здесь бок о бок работает с шахтерами, занимается строительными работами, поднятием новых объектов, участвует в реконструкции производственных цехов, зданий. Потом об этом он напишет книгу, расскажет о трудностях и успехах шахтерской работы. Со многими рабочими, специалистами-шахтерами надолго сохранит дружбу, они его часто приглашали, сообщали об изменениях. В 1962 г. Нестеренко становится сначала литературным сотрудником, а позднее и редактором газеты «Машиностроитель». С 1963 г. сотрудничает с газетой «Сырдарьинская правда». Публикации Ф.П. Нестеренко привлекают внимание общественности, по следам его выступлений в редакцию «Сырдарьинской правды» поступают ответы, сообщения о принятых мерах, об исправлении положения дел. Решив стать журналистом, он в 1963 г. поступает на факультет журналистики и заканчивает его в 1968г. В период землетрясения в Ташкенте журналист Феликс Нестеренко становится членом пресс-центра, ведет большую информационную и организационную работу по освещению положения дел на местах, ликвидации последствий разрушения. За активную и оперативную работу он был награжден почетными грамотами, ему объявляются Благодарности, в том числе руководством республиканского информационного агентства УзТАГ. 

Путь Учителя – педагога, ученого

Феликса Петровича, имевшего большой практический опыт в газете, не случайно пригласили преподавать на факультет журналистики Ташкентского университета. Он прекрасно знал, как делается газета, как нужно ее технически оформлять, верстать, правильно размещать иллюстрации и прочее. А о содержании материалов, тематической направленности их, интересной подаче самой простой заметки – и говорить не стоит, он в этом был превосходным мастером. Одна из отличительных сторон Нестеренко как педагога – он больше всех из преподавателей факультета водил студентов в редакции газет, журналов и других СМИ, знакомил их с известными журналистами, редакторами и их производственной деятельностью, творческим мастерством.

Работая на кафедре «Печати» факультета журналистики Национального университета Узбекистана, он с любовью относился к журналистскому труду, студентам, увлеченно занимался с ними, организовывал студенческие конференции, выпуски стенных газет, отмечал и поддерживал талантливых, хорошо владеющих пером молодых людей. Не случайно многие «журфаковцы» горячо вспоминают и пишут о своей альма-матер, в онлайн сети они рассказывают, как собирались в редакции университетской и факультетской газет, готовили очередной номер. Все знали, не напишешь материал, не познаешь как верстается, макетируется газета, оценку от Феликса Петровича не получишь, экзамен не сдашь, в сессии можешь остаться «хвостистом», т.е. задолжником. Такая хорошая закалка в учебе, потом сторицей вернулась, пригодилась им в самостоятельной работе.

Выпускники, ученики профессора М. Казем, Б. Рыхсиев, защитившиеся под его руководством научные работы отмечали, что Ф.П. Нестеренко очень серьезно относился к материалам, он сам прошел большую журналистскую школу, много писал о людях науки, рационализаторах, изобретателях и нередко «летал к своим героям на вертолетах, добирался на «газиках», а то и на тормозных площадках товарняков, когда время поджимало, а иного транспорта не было». Его статьи публиковались в различных периодических изданиях республики – «Вечерний Ташкент», «Сельская правда», «Ташкентская правда», «Правда Востока». В московском издательстве «Знание», в издательствах МГУ и Ростов-на-Дону, профессиональном издании «Журналист» выходили его книги, брошюры, учебная программа по спецкурсу, статьи о тенденциях журналистики Узбекистана. В Ташкенте и Москве вышли его книги: «Научно-технический прогресс и печать»(1981), «Пресса и проблемы науки»(1987), «Печать и военно-патриотическое воспитание»(1987) и др. Все это сопровождалось большой исследовательской работой, подготовкой и защитой диссертаций. В 1971 году Ф.П. Нестеренко защищает диссертацию и получает диплом кандидата исторических наук, а после защиты докторской, в 1984 г. – ему вручается диплом доктора исторических наук.

Педагогическая деятельность, разработка новых курсов, лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Теории и методика журналистского творчества», «Мастерство публициста», «Художественно-публицистические жанры», выступления на республиканских и международных конференциях, публикации научных трудов требовали немало усилий и напряженной работы. Много интересных начинаний, хороших дел, планов реализовал Феликс Петрович будучи деканом. Многочисленные студенты-иностранцы, обучавшиеся на факультете журналистики, постоянно ощущали его внимание и отеческую заботу. У декана висела на стене карта, на которой специальными значками были обозначены места, откуда прибыли иностранные студенты, а их в те годы обучалось на факультете до 100 человек.

Профессор Ф.П. Нестеренко организовывал мастер-классы, встречи, беседы за круглым столом. Был инициатором укрепления и расширения международного сотрудничества между вузами зарубежных стран, в частности, США, Германии, совместно с германским ученым издал на русском языке пособие по журналистике. Под его руководством студенты факультета журналистики Национального университета Узбекистана на основе обмена опытом побывали в Москве, МГУ, выезжали и близко познакомились с процессом обучения в Высшей Школе Масс Медиа в городе Митвайда(ФРГ). Феликс Петрович Нестеренко был автором коллективного учебного пособия «Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство»(2002), «Словаря-справочника: журналист, реклама, паблик рилейшнз»(2003), «Журналистика и модернизация общества»(2009), «Правовая журналистика: вчера и сегодня» (в соавторстве с Я. Маматовой, 2010 г.), «Мировая журналистика»(2012) и др.

«Только в ней мой свет, и жизнь, и дух»

Эти строки были помещены на обложке обратной стороны автобиографической книги Натальи Нестеренко «Поймать синюю птицу», вышедшей уже после ее смерти. Подготовкой рукописи к изданию, дизайном и оформлением книги занимался Феликс Петрович Нестеренко. Он подобрал к ее фото, где красивая женщина, его супруга, запечатлена в «поднебесье» – на сиденье двигавшегося каната, на фоне вершин гор и деревьев. Под снимком в стиле арабской вязи начертан рубаи – четверостишье восточного поэта:

Одно я знаю – только в ней

мой свет, и жизнь, и дух.

Она нужна душе

как зрение и слух.

Эти поэтические строки лучше всего отражают значимость для жизни Феликса Петровича его верной спутницы жизни – Натальи Ефимовны. Наталья Нестеренко (девичья фамилия Петрова) вела дневниковые записи, наблюдения и отмечала свои впечатления о жизни, событиях, начиная с юности, окончания школы, поступления в медицинский институт и вплоть до последнего своего дня, когда ее сразила злосчастная болезнь, рак, в 2014 году. Вначале эти записи были разрознены, эпизодическими, но потом по просьбе членов семьи, она стала их компоновать и приводить в целостность. Последние части книги, названные «Упали крылья Надежды» и заключение «Неугасающий интерес к жизни» дописаны Феликсом Петровичем Нестеренко. Он фиксировал: «Дальше Наташа писать перестала. С каждым днем слабела все больше и больше. Ела совсем мало, несмотря на все мои уговоры и уловки. Слабела телом, но старалась не охать, не стонать, переносила все с необыкновенным мужеством». И чуть ниже, далее он продолжал: «Нате становилось труднее, Слабость, постоянные учащенный пульс, жажда, боли в желудке. Поил холодной минеральной водой из ложечки. Помогал переворачиваться, делал пять – шесть раз массаж, чтобы не было пролежней. Дивился ее мужеству и терпению. Наташа говорила ласковые слова. Гладил и целовал бесчисленно самое дорогое в мире истончавшееся лицо, исхудавшие руки».

Есть в науке такое понятие «теория отражения». Это применимо и к жизни, например, по книге Натальи Нестеренко «Поймать синюю птицу». Через ее повествование о себе, семье, детях, друзьях, встает не только богатая, высокоинтеллектуальная личность самого автора, но и ее спутника жизни, профессора Феликса Петровича Нестеренко. Следует признать, что многие черты характера известного ученого, такие как сноровка, умение мастерить, заниматься столярным, строительным мастерством, смелость, заботливость, внимательность к женщине, а также увлеченность искусством, архитектурой, историческими достопримечательностями раскрываются через незатейливые рассказы, повествования Натальи Ефимовны.

Они познакомились в Гулистане, где она работала врачом-офтальмологом. После окончания ординатуры мединститута ее направили сюда, жила в общежитии обкома партии, здесь же жил журналист из областной газеты Феликс Нестеренко. У нее в комнате сломалась розетка, потому не могла вскипятить чай. «Вышла в коридор, – пишет Наталья Ефимовна, – а навстречу журналист. Спросила, не может ли починить розетку. «Нет вопросов». Посмотрел, быстро принес инструменты. Починил и сказал: «Готово». Угостила горячим кавардаком, чаем с маминым вареньем. Оказался отличным рассказчиком, с юмором говорил о своей работе. Интересовался, как у меня идут дела. Видно было, что производственный, да и житейский опыт у него большой. Говорит спокойно, не отводя взгляда. Тогда не знала, что пришел ко мне не просто моряк-тихоокеанец. Пришла моя судьба на следующие 50 лет!»

Научная, журналистская и общественная деятельность профессора Феликса Петровича Нестеренко была плодотворной, активной благодаря мудрой и весьма образованной его спутницы жизни Наталье Ефимовне. Вместе объездили почти полсвета и можно составить целую большую карту где они побывали, начиная от Шахрисябза и кончая Парижем. Ведь супруги повидали многие страны, города Европы. В книге запечатлены их совместные поездки по уникальным местностям, встречи с интересными людьми. Летние отпуска они всегда старались использовать наилучшим образом, много ездили, смотрели, выезжали на отдых с детьми. Прибыв в любой город, страну спешили изучить, посмотреть исторические места, примечательные обычаи, выставки, ходили на спектакли и концерты, обязательно посещали музеи, древние архитектурные сооружения, комплексы. Сколько очарований, удивлений красотами природы различных уголков мира сквозит в их словах, рассказах об увиденном. Сам квартира семьи Нестеренко в Ташкенте была своего рода гостиницей, местом встреч и пересечений многих людей. Гости приезжали Узбекистан, останавливались у них, и хозяева, в особенности Наталья Ефимовна всегда ходила с ними в музеи, на выставки, в кинотеатры, на спектакли театра оперы и балета им. Алишера Навои, гуляли по вечернему Ташкенту. Сколько писем от своих друзей и близких они получали с благодарностью, и сколько писем сами они отправляли в различные города и местности. Наталья Ефимовна в своей книге замечает, что это было своего рода художественное эпистолярное творчество. К сожалению, сегодня сотовые и интернет, все изменили, прежние письма заменили краткие смс и мессенджеры. Эта любовь родителей к творчеству, миру, людям, истории передалась их детям. Дочь их, Наталья Феликсовна Беркут, закончила Харьковский авиационный институт, работает инженером в корпорации «Аэробус» города Гамбурга. Она занимается конструированием самолетов, а творческая, изобретательская жилка отца – Феликса Петровича бьет в ней сильным ключом. На ее счету немало инженерных успехов. Ее дочь Мария, то есть внучка Феликса Петровича, тоже несет в себе творческий дух своих прадедов. У нее два высших образования. Вторую специальность – дизайнер автомобилей, она получила, обучаясь в Мюнхенском университете.

Перед смертью Феликс Петрович оставил просьбу дочери Наталье, чтоб на табличке его надгробья была запись – «Моряк, шахтер, журналист». Большая личная библиотека книг профессора Феликса Петровича Нестеренко была передана в фонд факультета журналистики Национального университета Узбекистана. Здесь планируется создать и назвать его именем кабинет. В нем молодые исследователи, ученые могут, приобщившись к наследию Ф.П. Нестеренко, развивать свои навыки, обогащать знания и продвигать журналистскую науку в духе новых требований и мировых стандартов.

Фатима Муминова,

                 доктор филологических наук, профессор

                     Университета мировой экономики и дипломатии

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *