Историческая заслуга Ислама Каримова в возрождении вековечных традиций

Наши национальные ценности – праздники и обряды, священная религия и

тысячелетние традиции были безжалостно растоптаны могущественной “Красной империей”, пренебрежение к национальным интересам и чувствам было возведено в ранг ее государственной политики. В таких условиях открыто говорить о возрождении традиций требовало незаурядной смелости, духовного мужества.

ИКарим3 ИКарим1 ИКарим2

Во многих статьях, научно-популярных книгах, художественных произведениях с горечью и болью написано немало о гнете колониального режима и тоталитарного строя, прежде всего, по отношению к национальным ценностям. В глубине души скольких поколений людей таилась мечта о свободном Узбекистане, о возрождении национальных традиций, если государство станет независимым. Но открыто заявить об этом было смертельно опасно, такое действие расценивалось как антигосударственное выступление, а заявителя ждала незавидная судьба и суровая кара.

Вот в такой сложный и тревожный период в жизни Узбекистана благодаря Исламу Каримову началась новая эра, эпоха коренных преобразований. Придя к руководству Узбекистаном, 24 июня 1989 года он выступил с республиканской трибуны со смелым заявлением, притом говорил он на своем родном – узбекском языке!

Это был первый и решительный шаг к национальной независимости в глубоком смысле этого слова!

Одно уже название доклада – «Впредь мы не можем жить по-старому, и само время не по­зволит этого» – проникнуто духом свободы и независимости. Глава государства с внутренней решимостью и исторической ответственностью выражал великие мечты и чаяния народа, говорил, что мы не можем жить по-старому, что приходит конец тоталитарному режиму, который попирал наши национальные ценности, родной язык и священную религию!

В контексте выступления Руководителя республики лежала мысль о том, что по мере решения сложнейшего узла социально-экономических проблем будут созданы надежные предпосылки для духовного возрождения народа, восстановления вековечных национальных традиций.

Одной из причин обострения нападок на наши национальные традиции стали антигуманные действия, самоуправство и произвол партийных чиновников, направленных в нашу республику из других регионов союза. Вот что говорил Ислам Каримов в выступлении «Сделать выводы из прошлого, с надеждой смотреть в будущее», сделанном 5 июня 1990 года на XXII съезде Компартии Узбекистана:

«Труднопоправимый политический и моральный ущерб принесло искусственно раздуваемое противопоставление местных и присланных из других регионов кадров. Некоторые из них не только не прониклись нуждами и бедами республики, а восприняли свое назначение на руководящие должности в партийных, советских, правоохранительных и других органах как мандат на вседозволенность, Не зная и не желая знать богатейшей истории и культуры народа, уникальных особенностей края, они принялись ломать и кроить на иной лад жизнь республики. Особенно болезненно сказалось пренебрежение к вековым традициям, культуре, обычаям и духовным ценностям народа.

Стараясь выслужиться, кое-кто из местных ру­ководителей также поспешил объявить себя ман­куртом, не помнящим родства. Развернулась насто­ящая травля народных обычаев, традиций, куль­туры, искусственно ограничивалась сфера приме­нения родного языка. Даже существовавшая в пос­леднее время и далекая от национальных тради­ций графика кое-кого не устраивала, и ее пыта­лись модернизировать. Даже национальная одеж­да осуждалась. Дело дошло до того, что люди боя­лись справлять свадьбы, хоронить родственников в соответствии с народными традициями.

Неуклюжие попытки прикрыть это лозунгами интернационализма ничего общего с подлинным интернационализмом не имели. Достаточно вспомнить, как первоначально разрабатывался закон об узбекском языке как государственном на территории республики. Делалось все, чтобы протащить под этой маркой закон о двуязычии. И это только усугубляло неприятие его людьми, даже теми, кто всю жизнь жил в кишлаке, пользовался родным языком и не испытывал никакого языкового дискомфорта.

Все это, повторяю, делалось ради личной карьеры, в угоду конъюктуре. Но те деятели, которые все это раздували и насаждали, забывали о главном – о народе. А народ никогда не согласится с потерей своей национальной самобытности».

Глава нашего государства начинал свою деятельность в то время, когда засилье, монополия порочной советской идеологии достигла апогея. Но в каждом слове, в каждом выступлении Ислама Каримова чувствовалась огромная любовь к истории и культуре своего народа, к национальным ценностям и вековечным традициям, огромная преданность к родной стране.

Идеи и соображения, указы и постановления Ислама Каримова, направленные на бережное сохранение и приумножение богатого культурного наследия и национальных ценностей узбекского народа, восстановление празднования Навруз, запрещенного в период тоталитарного строя, легализация праздников Рамазан-хаит и Курбан-хаит, восстановление исторической справедливости по отношению к таким великим улемам и святым, как Имам Бухари, Имам Термизи, Бахауддин Накшбанд и другие, оказание почестей памяти наших великих предков, таких как Амир Темур, Джалалиддин Мангуберди, Бабур – все это свидетельство безграничной любви к своей нации и проявление несгибаемой воли и духовной отваги Главы государства.

Руководитель нашего государства с самых первых дней своей деятельности приступил к исправлению ситуации в духовной сфере жизни общества, преодолевая запреты и препоны господствующей коммунистической идеологии. Он говорил о привлечении способных молодых кадров в эту деликатную сферу. Это находит свое выражение и в докладе “Нужно объединить все здоровые силы, борющиеся за обновление общества”, сделанном 19 августа 1989 года на пленуме Центрального Комитета Компартии Узбекистана:

“Очень важно поставить в правильное русло выдвижение молодых, преспективных местных кадров, хорошо знающих обстановку, обычаи и традиции народа в республике. Подготовку таких кадров нужно вести широко, с преспективой. Одновременно надо обеспечить преемственность кадров, вернуть к активной работе тех, кто был незаслуженно вычеркнут из списка актива, кто и сегодня пользуется авторитетом и уважением среди населения. Само это доверие возвысит их, и я убежден, что они будут трудится с удвоенной энергией, не за страх, а на совесть, чтобы подтвердить возвращенное доверие людей”.

Между тем, кадровый вопрос Узбекистана в то время решался не в республике, а в далеком Центре, считающемся сердцем тоталитарной системы. Кадры, направляемые из центра, или местные чиновники, прошедшие “сито” комиссий компартии, обязаны были верой и правдой служить тоталитарному строю, коммунистической идеологии и исткусственно насаждаемому “советскому образу жизни”, весьма далекому от нашего национального менталитета.

В период бывшего партократического режима все руководители республик обязаны были делать публичные выступления только на русском языке. Старшее поколение до сих пор вспоминает выступления на русском языке узбекского писателя и публициста Шарафа Рашидова, долгие годы руководивщего республикой.

Ислам Каримов начал свою деятельность как руководитель республики 23 июня 1989 года, притом первое свое выступление сделал на узбекском языке, а уже 21 октября того же года стал инициатором принятия Закона Республики Узбекистан “О государственном языке”. Принятие такого закона было своеобразным выражением протеста против политики бывшего союза по русификации!

В этом щекотливом вопросе Ислам Каримов поступил очень взвешенно и с предельной политической осторожностью. Вот что он говорил в своем выступлении на одиннацатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан. Выступление называлось “Язык должен объединить народ” – сколько мудрости и духовного содержания кроится в самом названии – в нем сказано:

“У узбекского народа есть мудрая пословица “Если в доме один день идет скандал, то из него на сорок дней уходит благополучие”. Разве это не верно? Посмотрите, и от нас в последние годы уходит благополучие. Когда и как мы сможем вернуть его в наши семьи?

“… Верно говорят о том, что не знающий своего родного языка не знает своей родословной, своих корней. У этого человека нет будущего. Не познав языка человека, никогда не познаешь его души”.

“…И разве не прекрасно, если представители русской национальности будут знать узбекский язык, а узбеки – русский, а наша молодежь к тому же будет учить и третий язык?”

Обратите внимание на следующие идеи, высказанные Исламом Каримовым в выступлении “Нужно шире использовать возможности науки”:

“Преждо всего – в вопросе о чистоте и словарном запасе узбекского языка. Речь идет о научных разработках путей дальнейшего развития узбекского языка. Кроме того, отсутствие терминологических словарей и современных учебников и учебных пособий, особенно по техническим специальностям, стало в определенной степени тормозом в подговтоке высококвалифицированных кадров-специалистов для народного хозяйства.

Мы ждем большей отдачи со стороны ученых-филологов в подготовке новейшей эффективной методики преподавания узбекского языка, разработке курсов интенсивного обучения государственному языку. На повестке дня также проблемы обучения староузбекской письменности, являющейся ключом к изучению многовекового культурного наследия народа”.

Эти неповторимые мысли и сегодня ценны для нас, следовательно, мы уверены, что и в будущем они не утратят своей сущности и значимости.

Девяностые годы прошлого столетия были действительно бурными и тревожными. Всюду чувствовалась агония смерти тоталитарного режима, который, как чудовище, в течение более семидесяти лет держал людей в тисках страха. В таких условиях для возрождения вечных ценностей нашей нации, бессмертных традиций народа от руководителя требовались соответствующие знания и неуемная энергия, решительность и преданность. А к тому времени Ислам Каримов уже заслуживал уважение народа именно этими качествами. В докладе “Люди ждут от нас практических дел, конкретных результатов”, прочитанном 24 февраля 1990 года в Ташкенте на совещании с участием народных депутатов СССР, Узбекской ССР, местных советов, а также представителей общественности, он еще раз подтвердил свою позицию в этом вопросе и призвал других ответственных работников к проявлению любви и преданности нации.

«Совершенствуя межнациональ­ные отношения, мы должны добиваться позитивного влияния на сознание людей, чтобы люди высоко цени­ли и оберегали дружбу, гордость за собственную на­цию и уважение к национальным достоинствам дру­гих народов. Национальные традиции – это особо де­ликатная и чувствительная сфера, — подчеркивал Руководитель республики. — К сожалению, некоторые приехавшие к нам из других регионов работники не знали и не желали считаться с традициями, культурой, историей наше­го народа. А отдельные местные руководители вста­ли на путь запрещения Навруза, осуждали тех, кто надевал национальную одежду. Дело доходи­ло даже до того, что обязательный общечелове­ческий долг – почтить память умершего, прово­дить его в последний путь – квалифицировался и преследовался как приверженность к старым, яко­бы вредным обычаям. А любые взаимоотношения с верующими, религиозными деятелями осуждались. Мы сегодня решительно отметаем все эти опас­ные перегибы и заявляем о своем безусловном ува­жении и к народным традициям, и к религиозным убеждениям людей».

В том выступлении Глава государства обратился к депутатам, ответственным работникам с призывом более полно претворить в жизнь закон о придании узбекскому языку статуса государственного, подверг резкой критике случаи нерасторопности отдельных должностных лиц. Он говорил:

“В частности, обратите внимание, например, на названия улиц, оформления вывесок. Там, где надо их писать на узбекском языке, где абсолютно подавляющее большинство составляют представители узбекской национальности, там пишут на русском языке. Конечно, это серьезные просчеты и ошибки, недооценка национальных чувств. А народ болезненно воспринимает это невнимание. Дело депутатов – быстро и решительно поправлять такое положение, обечпечить последовательное осуществление Закона о языке. В целом, товарищи, все должны больше внимания уделять вопросам национально-культурного строительства”.

Национальные ценности и вечные традиции не меняются в какую-либо сторону усилиями одно или нескольких человек. Острые “шипы” идеологии бывшего тоталитарного строя были направлены на лишение нашего народа национального самосознания, превращение наших людей на безликого “нового советского человека”. К достижению этой цели служила вся система идеологии, образования и воспитания. Широкое распространение получила практика представлять узбекские обычаи и ритуалы, национальные традиции как “пережитки прошлого”, очернить их через прессу, во время занятий. В школах доходило до того, что колыбельная матерей – “алла” также подвергалась остракизму, ложно трактовалась как “обращение к Аллаху”, который, по их мнению, не существует в реальности, а является выдумкой несознательных людей. Бесконечное повторение этих идеологических штампов на уроках не проходило бесследно, такое “ядовитое воспитание”, конечно же, отравляло сознание подрастающего поколения.

Мы сами были свидетелями того, как во второй половине прошлого века, особенно, в восьмидесятые годы, сознание подрастающего поколения было деформировано под воздействием таких зловредных идей. Если человека лишить веры в детстве и молодости, то очень трудно будет вернуть его к истине, к богу. Сможет ли молодая мать петь колыбельную новорожденному, если ее саму воспитали в духе ненависти к тысячелетнему обычаю петь “алла”. Тот, кто в детстве был лишен возможности засыпать под колыбельную своей мамы, то в зрелом возрасте в его мировоззрении будут господствовать неуважение к своим национальным традициям, чему примеров можно привести во множестве. Жизнь давно и однозначно доказала истину о том, что если ребенка не воспитать на основе многовековых национальных традиций, то его сознание и сердце опутают совершенно чуждые, вредные идеи и чувства.

Учитывая такую тревожную ситуацию, надо было принимать срочные меры по возрождению наших национальных традиций, оградить наше молодое поколение от тлетворных влияний, “выташить” людей из болота аморализма и бездуховности. Вот что говорил Ислам Каримов по этому случаю в своем выступлении “Шире использовать возможности науки” от 28 ноября 1989 года:

“Мы являемся свидетелями бурного роста национального самосознания народа. В целом это, несомнено, позитивный процесс, однако он сопровождается и негативными проявлениями. И это мы тоже видим. Надо разобраться в причинах, факторах, которые вызывают деформации национального самосознания, наметить пути позитивного влияния на эти процессы, достичь гармонии национального и интернационального.

В частности, нам надо задействовать механизм формирования сознания людей на основе истории, народных традиций, обычаев и обрядов. Не будем скрывать, что десятилетия мы потратили на то, чтобы под сомнительными лозунгами рубить корни, питающие духовную культуру. Последствия этого мы сейчас ощущаем. Возвращение к истокам культуры идет крайне болезненно, сопровождается обостренной реакцией”.

Духовного богатства нашего народа составляют национальные обычаи и обряды, народные праздники и другие ценности, связанные с духовностью. Тоталитарный режим на уровне государственной политики годами прилагал максимум усилий для вытравления из памяти народа его родные традиции. Требовалась не менее мощная сила, чтобы возродить эти традиции. Только лишь Ислам Каримов обладал такой мощью, такой силой и первым делом он восстановил праздник Навруз.

“На днях мы обсудили вопрос о предстоящем праздновании Навруза как традиционного праздника, — сказал Глава государства. — Обсудили всесторонне и внимательно, учли уроки прошлого, когда много было наломано дров, приняты волюнтаристские, вредные, чуждые народу решения, когда грубо попирались вековые устои наших традиций, наших обычаев.

С учетом многочисленных пожеланий и требований людей, всего нашего народа мы приняли решение – в этом году Навруз провести нетрадиционно, провести торжественно как большой всенародный праздник”, – сказал Ислам Каримов на совещании городского актива города Ташкента 20 января 1990 года “Превратим Ташкент в город высого развития и культуры”.

Действительно, важным шагом в возрождении наших вековых традиций стал Указ Первого Президента “О подготовке и проведению общенародного праздника Навруз в Республике”, принятый 12 февраля 1991 года. В преамбуле Указа было обращено особое внимание совершенствованию человеческих ценностей, укреплению духа веры в свои силы и национальной гордости, возвеличивание дружбы, братства, сотрудничества, взаимоуважения, продолжение и развитие культурных и исторических традиций, сохранение обрядов и обычаев, традиций и ритуалов, сформированных в течение веков.

В соответствии с этим Указом день празднования Навруз – 21 марта был объявлен нерабочим днем. С тех пор в нашей родной стране – во всех городах и кишлаках, махаллях и трудовых коллективах – проводится большая работа по подготовке к празднику, а широкое общенародное празднование Навруза превращается в триумф наших вековечных традиций, в торжество высокой духовности.

В той речи Ислам Каримов дал определение сущности и содержания тысячелетних традиций в следующих выражениях:

“Добрососедство, уважительность, взаимопомощь – одна из самых святых традиций нашего народа. Нам не надо избегать этого слова. Нам надо беречь и умножать народне традиции, которые наиболее полно воплощаются сегодня в жизни махалли, в кропотливой, порой незаметной, но очень нужной и важной деятельности махаллинской общественности.

Занимаясь благоустройством своих кварталов и районов, сплачивая людей во имя общих для всех целей, поддерживая традиции соседского сосуществования и в радостях, и в горестях, предотвращая семейные и другие конфликты, воспитывая в молодежи уважения к старшим, заботу о младших, они неброско, но кропотливо и последовательно вершат важнейшие дела нравственного, духовного сохранения народных и общечеловеческих ценностей. Большое спасибо и низкий поклон за это всем нашим аксакалам, всему махаллинскому активу. Мы убеждены, что они активно включатся в работу по преобразованию родного города, чтобы сделать его благоустроеннее и краше”.

Прошло более четверти века, как наш родной Узбекистан стал независимым и появились безграничные возможности для реализации всех наших добрых устремлений. Сегодня мы можем говорить о наших национальных ценностях и вековечных традициях во весь голос, прислушиваться к зову сердца. Самым большим духовным мужеством, в полном смысле слова героизмом нашего Первого Президента было то, что он начал это величественное дело, преодолевая яростное сопротивление бывшего тоталитарного строя!

Ислам Каримов в своем докладе “На карте мира появилось новое государство – Республик Узбекистан”, сделанном 4 января 1992 года на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан, с гордостью и пафосом подчеркивал следующее:

“Первое. В нашей духовной жизни настало пробуждение. Мы восстановили свою историю, возродили к новой жизни свой язык. Увековечены имена и память о таких верных сынах народа, как Абдулла Кадыри, Чулпан, Фитрат, Усман Насыр.

Мы вернули к жизни наши обычаи, духовные ценности, возродили древний народный праздник Навруз. Официально признаны религиозные праздники Рамазан, Курбан-хаит.

Изменилось наше отношение к религии, исчезли напоминание, недоверие, преодолено противостояние. Мы перешли к взаимопониманию и сотрудничеству.

Мы смело пошли по прути гласности и демократии.

Одним словом, возрождено наше достоинство, созданы условия для того, чтобы наш народ гордился своим прошлым, смело смотрел в будущее.

Второе. Произошел перелом в политической жизни. Осуществились наши многолетние мечты и чаяния. Вот здесь, вместе с вами, мы приняли Декларацию о независимости, а затем Закон “Об основах государственной независимости республики”. Это было выражением воли народа. Это подтвердил и проведенный 29 декабря референдум.

Все мы знали, что даст нам независимость. Мы получили возможность самим решать свою судьбу, будущее своих детей. Мы становимся хозяевами своей земли, наших богатств, за короткое время ощутили преимущества независимости.

Независимость позволила нам выйти на мировую арену. Открылись границы, которые были закрыты почти сто лет. Мы встретились с нашими соотечественниками – узбеками, проживающими за рубежом.

Мировая общественность признала Узбекистан – нашу Родину. Теперь на карте мира появилось новое государство – Республика Узбекистан”.

Независимость – величайшее благо! Наша Родина-мать высоко подняла знамя свободы и тем самым дала нам возможность осознать себя. В этом крае высоко ценятся гуманистические принципы, национальные ценности и вечные традиции! Щедрая природа одарила наш край несметными богатствами и над сущей и под недрами, но только независимость дала нам возможность распоряжаться собственными ресурсами! Мы счастливы тем, что наши тысячелетние традиции давно уже стали жизненной реальностью в родном и счастливом Узбекистане.

Не счесть всех благородных дел Первого Президента Ислама Каримова по возрождению духовности нашего народа в годы независимости, о чем свидетельствует содержание его энциклопедического труда “Юксак маънавият – енгилмас куч” (Высокая духовность – непобедимая сила).

Мы постарались показать лишь некоторые грани деятельности Первого Президента на пороге достижения независимости, его могучую энергию и непоколебимую стойкость, духовную отвагу и человеческую смелость в деле восстановления национальных традиций. Великим Государственным и политическим деятелем Исламом Каримовым был заложен прочнейший фундамент, на котором ныне воздвигается величественное здание будущего Узбекистана.

Тулкин ЭШБЕКОВ,

Аброр ХИДИРОВ,

Доценты Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *