Карабахская школа ковроткачества развита в двух регионах Азербайджана – нагорном и равнинном
Халқ ижодиёни ва амалий санъати – бебаҳо бойликдир.
У асрлар оша авлодларнинг том маънодаги маънавий мулки, беназир меросига айланиб бораверади. Ўтмиши нақадар бой Озарбайжон адабиёти, санъати, маданияти неча юз йиллардан буён жумлаи жаҳонни ўзга мафтун қилиб келади. Қуйидаги таҳлилий мақолани эътибор билан мутолаа қилсангиз ана шу маънавий хазинага ошно бўласиз.
В общей сложности карабахские ковры насчитывают 33 различные композиции. Благодаря особенностям шерсти местных пород овец, ковры Карабаха отличались особенно высоким, густым, пушистым ворсом. Карабахские ковры отличались жизнерадостным и ярким колоритом. Они делятся на 4 группы: безмедальонные, медальонные, намазлыги (для совершения намаза) и сюжетные. Эти ковры создавались в основном в нагорной части Карабаха – в поселках Малыбейли, Мурадханлы, Дашбулаг, Джебраил, Хорадиз и др.
Расположенная на юго-западе Азербайджана Карабахская школа ковроткачества развита в двух регионах – нагорном и равнинном.
Нагорная зона Карабаха еще начиная с X века упоминается в письменных источниках арабскими историками ал-Мугаддаси, Масуди и другими как крупный центр ремесла, занимающийся переработкой шерсти и хлопка, а в XIX веке основную роль в производстве ковров играли г. Шуша, села Дашбулаг, Довшанлы, Гиров, Трнивиз, Малыбейли, Чанахча, Туг, Туглар, Гадрут, Мурадханлы, Гасымушагы, Губадлы, Гозаг, Мирсеид, Багырбейли, Ханлыг, Тутмас.
В низменных районах, которые, безусловно, лучше обеспечены сырьем, основными центрами ковроделия были Джабраил, Агдам, Барда и Физули. К каждому из этих центров относились множество сел, население которых активно изготовляло ковры на продажу.
По художественной структуре, технологическим особенностям и цветовому решению к Карабахской ковровой школе также относятся Зангезурский и Нахчыванский центры ковроделия. К классическим образцам карабахской школы ковроделия принадлежат такие ковровые композиции, как «Аранский», «Багчадагюллер», «Балыг», «Буйнуз», «Барда», «Бахманли», «Гарабаг», «Годжа», «Гасымушагы», «Лемберани», «Муган», «Талыш», «Лампа», «Малыбейли», «Хангервенд», «Ханлыг», «Хантирме», «Челеби», «Шабалыдбута» и др.
В Карабахе широко распространены ковровые комплекты — гябе из 5 ковров, приспособленные к интерьерам домов.
В XVIII веке карабахская школа ковроделия была сосредоточена в Шуше. Наряду с коврами классического рисунка в Шуше ткались новые ковровые композиции — «Багчадагюллер», «Сахсыдагюллер», «Булуд» и др., украшенные узорами, взятыми с доставлявшихся из России и Европы подносов, ароматического мыла, ситца и других бытовых предметов.
Карабахские ковры имеют богатейшую красочно-цветовую палитру, которая отражает в себе самые тонкие оттенки красок природы Карабаха. По сложившимся с древнейших времен традициям, фон в промежуточных участках азербайджанских ковров исполняется красной краской. Наряду с растениями, краски получают и от насекомых, среди которых наиболее распространенным источником красной краски служил кошениль, называвшийся в народе «гырмыз боджейи», «гурд гырмыз», «палыд джуджусу».
Геометризованные формы растительных мотивов и красочная гамма цветовых сочетаний придают карабахским коврам своеобразие.
Мотивы карабахских ковров по своей художественной ценности и оригинальности изображения не имеют равных. Если раньше на карабахских коврах, помимо красивых изображений, составлял основу охотничий сюжет, то впоследствии ясно наблюдалось уменьшение интереса ковроткачества к охотничьему сюжету.
В них, можно сказать, отсутствуют сцены динамичной охоты, показаны лишь атрибуты и символы охоты. Впоследствии этот процесс все больше углубляется, и в первой четверти XX века охота полностью исчезает, как тема, уступая место изображениям животных, связанным с нею лишь с точки зрения композиции. Быстрее всего это происходило на более простых безворсовых коврах типа «Шадда», на которых мы вновь видим плоскостную композицию, геометрическую трактовку сюжета, состоящего из повторяющихся фигурок животных и людей. Влияние ковров типа «Шадда» на ворсяные ковры объясняется именно этим. Мастера ворсовых ковров утратив интерес к художественной миниатюре стали использовать те же художественные принципы.
Начиная, со второй половины XIX века в Карабахе появились ворсовые ковры с сюжетными сценами: «Атлы-итли» , «Итли-пишикли» , «Марал-джейран» и др. В композиционном отношении это ковры с горизонтально расположенными изображениями животных. Среди сюжетных карабахских ковров одним из наиболее запоминающихся ковров является ковер изображающий сцену «Рустам убивает белого дива» (сюжет взят из «Шах-наме» великого Фирдоуси).
В Карабахских коврах, таких, как «Рустам и Сохраб», изготовленных в начале XX в., мы видим подлинно народную трактовку литературных сюжетов.
Четкие геометрические пропорции, монументальная цельность образов, лишенных нарочитой усложненности, строго выверенное использование симметрии ритма ставят эти ковры в один ряд с лучшими образцами народного коврового искусства.
В карабахской школе ковроткачества сюжетное ковроткачество развивалось в специфическом стиле. Это искусство ковроткачества, освободившись от изображения Западноевропейских образов утверждало исконные художественные принципы составления прикладного декоративного искусства, корни которого уходят вглубь веков, в психологию народа. Самыми характерными чертами ковров Северного Азербайджана, в особенности Карабаха, являются: добровольный отказ от повествовательного изображения мотивов в многофигурных композициях, усиление графического отображения символики и жизненных событий.
Буйнуз
Ковры «Буйнуз» относятся к Карабахскому типу. Они производятся в различных пунктах ковроткачества Нагорного Карабаха.
Великие карабахские мастера ковроткачества называют ковер «Буйнуз» прежним названием «Хорадиз».
Как известно, в древние времена в средней Азии и на Ближнем Востоке, в том числе и в Азербайджане рогатый скот и особенно бык считались священными животными. Изображение быка имело символическое значение, сначала благодаря животноводству, затем тотемизму, а позднее и в древней астрономии рог символизировал силу и мужество. Древние люди считали силу быка сверхъестественной и потому поклонялись ему. По древним верованиям бык олицетворял бога-покровителя земледелия и воды. Стилизованные изображения рога и других, похожих по форме элементов в центре ковровой композиции «Буйнуз» являются великолепной творческой тенденцией. По общепринятым правилам эти символы выстраиваются в симметрический орнамент, образуя узор центрального поля ковра. Асимметрическая форма этих «рогов» с одной стороны добавляет в композицию ковра выразительности, а с другой стороны позволяет выткать эти ковры в любом размере. Различные по форме детали собранные вокруг этих «рогов» являющиеся основным элементом ковра заполняют пространство между центральным полем ковра и бордюром.
Балыг
Ковер «Балыг» является одним из самых широко распространенных видов ковров карабахского типа. На севере нашей страны он известен под названием «Балыг», а в Иранском Азербайджане – «Мохи». Несмотря на то, что ковер «Балыг» производится во всех пунктах ковроткачества Карабаха, основным центром его производства считается город Барда. Узоры ковров напоминают по форме рыбу, поэтому эту композицию мастера ковроткачества условно называют «Балыг» (рыба). Во второй половине XVIII века ковры «Балыг» производились так же и в городе Шуша. Примерно тридцать пять процентов всех ковров и больших ковров «халы» производимых со второй половины XIX века в Шуше относились к этому типу ковров. Композиции знаменитых ковров, таких как «Эраг», «Бычаг», «Мустофи» выполнены с использованием элементов «рыба» и так же относятся к коврам типа «Балыг». Композиция этого типа ковров отличается раппортами малого расстояния.
Карабах
Ковры, известные под названием «Карабах», производились во всех пунктах ковроткачества Азербайджана, и продолжают производиться по сей день. В зависимости от региона производства эти ковры имеют различные названия, однако мастера ковроделия называют их «Карабах». В XIX веке ковры этой композиции, производящиеся в Шуше для продажи на Стамбульских рынках, получили такие названия, как «Хан» или «Хан Карабах», а ковры сотканные по тем же эскизам в Губе получили название «Африча». Ковры известные под общим названием «Карабахские» бывают нескольких видов:
- К первому типу относятся ковры центральное поле которых состоит из нескольких медальонов и напоминает своим композиционным строением иранские и индийские художественные ткани с тисненными узорами. Эти медальоны заполненные растительным орнаментом работы Тебризских художников XV-XVII века можно также увидеть в оформлении переплетов Корана и некоторых художественных книг. Узоры расположенные в верхней и нижней части медальонов заполняют пространство между медальонами в центральном поле ковра.
- Среди мастеров ковроделия получил известность ковер «Чини — чешни» который тоже относится к коврам Карабахского типа. Композиция этих ковров состоит из выстроенных в ряд восьмиугольных медальонов.
Ханлыг
«Ханлыг» является одним из самых известных пунктов ковроткачества Азербайджана. Производящиеся здесь ковры по сей день являются прекрасным образцом произведения искусств. Эти ковры отличаются высоким качеством.
Ковры, производящиеся в XIX веке в Джебраиле, в особенности в селах Мирзаджанлы, Эфендиляр, Дашкесан, Сулейманлы, считались красивее ковров, экспортирующихся на мировые рынки и ярмарки. Основным элементом центрального поля ковра «Ханлыг» является многоугольная розетка — гёль. В верхней и нижней части геля расположены две губы, а по четырем углам серединного поля симметрично расположены лепестки. Одной из характерных особенностей ковров типа «Ханлыг» это наличие различных по ширине и цвету полос. Наилучшие образцы ковров типа «Ханлыг» сотканные по специальному заказу представляют из себя «халы» со сложнейшей композицией. К примеру в XIX веке был создан для поэтессы Хуршудбану Натаван ковер «Ханлыг»который затем в народе стали называть «Ханская дочь» («Хан гызы»).
Касымушагы
«Касымушагы» — азербайджанские ворсовые ковры, входящие в джебраильскую группу Карабахского типа. Название ковра «Гасымушагы» связано с названием населения сел Шамкенд, Эрикли, Гуртаслы, Джорман и Шевна, расположенных на севере нынешнего Лачинского района. Гасым Гаджи Сам оглы был когда-то проживающим здесь уважаемым человеком. До недавнего времени в этих деревнях производились высококачественные ковры.
Серединное поле ковров «Касымушагы» отличается сложностью. Её композиция состоит из различных деталей и элементов и с художественной точки зрение считается одной из самых оригинальных ковровых композиций.
В центре ковра помещается большой гёль, окружённый каймой. В середине гёля имеется четырёхгранный медальон (хонча). С боков гёля расходятся в стороны четыре пары завитых веток.
В нижней и верхней частях серединного поля помещается пара больших белых голов, что по форме тождественно веткам, отходящим от центрального гёля. Между этими двумя «голами» (в верхней и нижней частях большого гёля) помещаются губпа, которые характерны только для этого ковра и гармонируют с общим рисунком узора.
Бахманли
Название этого ковра связано с названием располагающегося в Физулинском районе села Бёюкь Бахманли. Расположенные в центре ковра «Бахманли» одна или две фигуры представляют особенно интересную композицию. Старые мастера ковроткачества считают эти фигурки «памятником», «мангалом», или «пятерней», а некоторые считают что это стилизованное изображение черепахи. Специалисты пришли к выводу что эти элементы, напоминающие фигурки животных, действительно, являются изображением черепахи которая была тотемным животным живших здесь некогда племен.
Малыбейли.
Название ковров «Малыбейли» входящих в Шушинскую группу Карабахской школы ковроделия связанно с селом Малыбейли расположенным в 15 километрах к северу от города Шуши. Мужская часть населения этого села занималась животноводством и земледелием, а женщины ткали ковры и «гебе». Ковры производимые в этом селе были знамениты во всем Карабахе. Этот тип ковра ткали не только в Малыбейли, но и во многих других центрах ковроделия Карабаха. Это село знаменито своими ковровыми изделиями: чувалами, хурджунами (седельная сумка), мафрашами (тканый сундук), попонами и др. Все эти изделия широко использовались в быту и в сельском хозяйстве. До недавнего прошлого в Малыбейли ткались так же и узорчатые кече (войлочный ковер), узоры которых напоминали узоры декоративных изделий художественного ремесла изготовленных в средние века в Средней Азии.
Рисунок «Малыбейли» интересен орнаментацией центральной части композиции. Гели, расположенные по вертикальной оси узкого ковра, окружены слабовыраженной ступенчатой линией. Эти гели обладают оригинальной художественной особенностью: в не зависимости от количества и расположения в центральном поле ковра эти гели всегда бывают одинаковой формы. В середине медальонов помещен квадрат напоминающий бассейн, в который заключены фигуры двух уток смотрящих в разные стороны. Изображения уток, символизирующих одну из стихий – воду, бывают окружены узорами пяти форм. В оставшемся от квадрата широком пространстве рассеяны симметрично геометризированные мотивы «облаков». Медальоны и «облака» обведены двойными линиями черного и белого цвета, которыми пользуются и в коврах. С IX века изображения облаков, и другие декоративные элементы миниатюр и фарфоровых изделий уйгуро-китайского искусства проникли в Азербайджанское народное творчество. Причина, по которой эти элементы так легко проникли и прижились в Азербайджанском творчестве в схожести быта, верований и образа жизни людей. В странах Ближнего Востока и Азербайджане стилизованными изображениями водной стихии были рыба, утка, а так же ровные и волнистые линии.
Нашрга тайёрловчи Дилбар ҲАЙДАР қизи
Сўнгги фикрлар