Озарбайжон оҳанглари

Дунёдаги жамики миллату элатларнинг куй-қўшиқлари орасида

Озарбайжон оҳанглари алоҳида ўрин тутади. Озарбайжон миллий куйлари ва дилтортар қўшиқларини завқ-шавқ билан тингламайдиган санъат шинавандаси топилмаса керак.

Озарбайжон фильмларини кўрган сари яна кўргинг, куй-қўшиқларини эшитган сари такрор-батакрор эшитгинг келаверади. Боиси, бу оҳанглар замирида ажиб жозиба ва олам-олам маънавий маънолар мужассам.

Озарбайжон оҳангларини севиб тинглаган инсон қалбида озар хилқига бўлган ҳурмати ва муҳаббати ортиб бораверади. Аслида бу оққўнгил, одамохун халқ шундай эътиборга муносибдир.

Озарбайжон маданияти ва санъатининг илдизлари узоқ тарихга эга. Қуйида эътиборингизга ҳавола этилаётган мақолани ўқиган киши шундай хулосага келади, деган умиддамиз.

 

Тўлқин ЭШБЕК,

Ўзбекистон Ёзувчилар уюшмаси аъзоси

 1

 ***

Мешади Мамед Фарзалиев: ханенде из азербайджанского города Шуша, которого слушал весь Берлин

1

 

Известный азербайджанский певец Мешади Мамед Фарзалиев сыграл большую роль в истории развития вокального искусства Азербайджана.

Он родился в азербайджанском городе Шуша, был учеником известного музыковеда Харрата Кули и выступал на свадьбах и народных празднествах вместе с таристом Мешади Джамилем Амировым.

Впервые большой успех выпал на долю Мешади Мамеда, когда он выступил в 1901 году в концерте восточной музыки в театре Хандемирова. В родной Шуше он был недолго: молодость свою Фарзалиев провел в Гяндже, а затем выступал в Тифлисе, Батуми, Владикавказе и других городах.

Своим искусством Мешади Мамед прославился не только в Закавказье, но и в Средней Азии, Турции, ряде стран Европы.

Певец обладал сильным голосом широкого диапазона, одинаково искусно брал высокие и средние ноты. Прекрасно владея своим голосом, он завоевывал сердца слушателей чудесными трелями и нежными переходами; особенно хорошо он исполнял ритмические мугамы.

Джаббар Карягды оглы высоко ценил голос Мешади Мамеда и даже считал его своим соперником. Репертуар Мешади Мамеда был богат и разнообразен: он пел «Баяты-Кюрд», «Шуштер», «Чаргях», «Кюрд-Шахназ», ритмические мугамы «Хейраты», «Мансурийе», «Керами», «Карабах шикесте» и др.

Его исполнение отличалось неповторимой индивидуальностью. Для каждого мугама Мешади Мамед находил особые краски и оттенки. При исполнении дестгяха, переходя от одной части мугама к другой, он мастерски использовал теснифы. Необычайно своеобразно он пел арабский мугам «Хиджаз».

В качестве текстов мугамов Мешади Мамед часто использовал стихи Касум-бека Закира, Сеида Азима Ширвани и Хушидбану Натаван.

 1

В начале XX века Мешади Мамед по приглашению Народного дома имени К.Зубалова переезжает в Тифлис. В то время это заведение было самым крупным культурным центром города. Здесь выступали такие популярные мастера мугамной музыки, как Абдул-Баги Зулалов, Малыбейли Гамад, Бала оглы Грикор, Сеид Шушинский, Рубен Караханов, Бала Меликов, и другие. Они участвовали в театральных представлениях и восточных концертах.

Фарзалиев активно включился в эту деятельность. На театральных и концертных афишах часто можно было встретить его имя. Например, в программе одного из представлений сообщалось, что 10 мая 1913 года в Народном доме им. К. Зубалова для мусульманских театралов под руководством Сидги Рухуллы будет показана опера Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» с участием известного ханенде Мешади Мамеда Фарзалиева, который выступит в роли Зейда, а затем в концертном отделении под аккомпанемент тариста Геворка и кеманчиста Рубена Караханова исполнит мугамы «Баяты-Шираз», «Махур» и тесниф «Эшк-атеши» («Огонь любви»).

В 1912—1915 годах Мешади Мамед Фарзалиев был приглашен акционерными компаниями «Спорт-рекорд» и «Экстрафон» в Киев и Варшаву. Там он записал на грампластинку около сорока мугамов, теснифов и народных песен.

После установления Советской власти в Азербайджане для Мешади Мамеда были созданы условия, чтобы он успешно развивал свой талант. В 1923 году по приглашению популярного музыканта-тариста Мешади Джамиля Амирова Фарзалиев едет в Гянджу, где преподает мугамат в музыкальной школе, в то же время продолжая вместе с таристом Балой Меликовым и кеманчистом Левоном Карахановьм выступать на народных празднествах, совершать гастрольные поездки.

В 1925 году Мешади Мамед Фарзалиев вновь записывает свой голос на грампластинку (в сопровождении тариста Балы Меликова и кеманчиста Саши Оганезашвили), блестяще исполнив теснифы и старинные турецкие народные песни; с большой любовью и вдохновением спел он «Карабахда бир денесен» («Во всем Карабахе ты одна»), «Наби», «Мен бир Тюркам» («Я турок»), «Алма» («Яблоко»), «Себу», «Мач-мач» («Нежный поцелуй»), «Ахшам олду» («Вечер настал») и др.

В 1926 году Мешади Мамед создает трио с участием кеманчиста Левона Караханова и известного тариста Саши Тарханова, которое выступало во многих городах Советского Союза.

 2

Осенью того же года трио отправилось в гастрольную поездку по зарубежным странам. Азербайджанские музыканты побывали в Польше, Германии, Бельгии, Франции, Англии, Австрии, Румынии, Турции. Повсюду их выступления проходили с большим успехом. Печать этих стран высоко отзывалась о концертах азербайджанской музыки.

Вот что рассказывал старый музыкант Л.Караханов, вспоминая об этой поездке: «Во время нашего пребывания в Берлине во всех местных газетах были помещены наши фотографии и объявления о наших концертах. Берлинцы проявляли большой интерес к нашим гастролям. У входа в нашу гостиницу в ожидании нас постоянно толпились сотни людей. Им очень нравилась наша национальная одежда. Они были приветливы с нами, проявляли живой интерес к музыкальным инструментам. Не раз приходили они за кулисы смотреть гортань Мешади Мамеда, удивляясь тому, что человек может иметь такие голосовые связки, дыхание, могучий голос. В особое изумление приводило немцев исполнение Мешади Мамедом мугамов «Хейраты» и «Карабах шикесте». Они отказывались верить, что Мешади Мамеду 56 лет. Недоумевали: возможно ли в 56 лет обладать таким сильным голосом? Наши зарубежные гастроли длились шесть месяцев. За это время мы дали до ста концертов. Зрители всех стран, где мы побывали, встречали нас с большим уважением. Успех, который имели наши европейские гастроли, явился победой, торжеством восточной, в особенности азербайджанской, музыки».

Мешади Мамед Фарзалиев своим творчеством вписал яркую страницу в историю азербайджанского музыкального искусства. Близко знавшие Мешади Мамеда и долгие годы бывшие его собратьями по искусству старейшие мастера Ислам Абдуллаев, Курбан Примов, Сеид Шушинский и Муса Шушинский высоко оценивали его мастерство.

Муса Шушинский рассказывал: «Мешади Мамед Фарзалиев обладал удивительно звонким и прекрасным голосом. С неподражаемым мастерством исполнял он «Гатар-Баяты», «Кюрд-Шахназ», в особенности «Шуштер». Он также чудесно играл на бубне. Не хватает слов, чтоб описать трели Мешади Мамеда. Они были такими заливистыми и бурными, словно град раскатывался по кровле».

В 1929 году М.Фарзалиев уехал за границу. Умер он в Стамбуле в 1962 году, в возрасте 90 лет.

 

По материалам книги Фирудина Шушинского

“Народные певцы и музыканты Азербайджана”

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *