Жизнеутверждающая сила Навруза
Навруз возник в Центральной Азии и ряде стран Востока в давние времена,
когда здесь царил зарастризм. Постепенно он приобретал свои формы и очертания, обогащался за счет новых обычаев, обрядов, опыта повседневной жизни и превращался в традицию.
Ответ на вопрос о возрасте Навруза неоднозначен.
В ряде источников содержатся сведения о древности Навруза. Наиболее полные сведения и чёткие научные выводы даны в произведениях Абу Райхана Беруни (973-1048 годы), Омара Хайяма (1054-1131). Позже о праздновании Навруза говорится и в поэме Алишера Навои «Садди Искандери» («Вал Искандера»).
В произведении Беруни «Памятники древних народов» говорится: «Причина названия этого дня Наврузом в том, что, когда Джамшид (один из древних царей Ирана) стал царём, он ввёл новую религию и день, когда это свершилось, назвал «Наврузом» — «Новым днём».
В своём произведении «Наврузнаме» Омар Хайям также указывает, что сказания о праздновании Навруза возникли в период правления царя Джамшида. Он пишет: «Джамшид издал фарман (указ), чтобы этот день (начало месяца фарвардин – март) назвать Наврузом и приказал людям ежегодно праздновать этот день и называть его началом Нового года».
Таким образом из этих преданий можно сделать два вывода: первый — большинство преданий, связанных с Наврузом, состоит из событий, касающихся царя Джамшида; второй — из преданий выясняется, что при определении Навруза придерживались законов природы.
Об этом свидетельствует и одна из газелей Алишера Навои, в которой отмечается, что празднование Навруза в день весеннего равноденствия обусловлено законами природы.
Увидел при свидании —
косы и стан твои равны,
Очевидно, к нам пришёл Навруз,
Коль день и ночь равны.
Здесь автор этих строк сравнивает длинные волосы возлюбленной и ее стан (белое тело и чёрные косы) с равным днём и ночью при Наврузе.
Различные сведения о Наврузе содержатся и в произведении Махмуда Кашгари (XIв.) «Девону лугатит турк» — «Словарь тюркских наречий».
Кроме этого, в различных рукописных источниках содержится немало преданий, указывающих на древность возникновения Навруза. Однако если делать вывод из основных источников, то можно сказать, что Наврузу более двух тысяч лет.
Навруз веками формировал у людей чувство любви и бережного отношения к родной земле и природе, имел важную роль в трудовом и нравственном воспитании. В дни его празднования прекращались войны, забывались раздоры и обиды, люди стремились к мирному и добрососедскому общению. В эти дни люди посещали места погребения своих родных и близких, приводили в порядок кладбища и прилегающую к ним территорию, поминали усопших друзей. Навруз побуждал людей к благородным поступкам, наполнял их души добрыми чувствами и пожеланиями, усиливал в них чувство милосердия и любви к ближнему.
И в этом проявляется жизнеутверждающая сила Навруза.
В древности народы Центральной Азии исчисляли начало года с приходом весны, пробуждением природы. Поэтому отождествление весны и Нового года считается у народов Востока символом начала жизни.
Сегодняшний Навруз, как и прежде, состоит обязательно из двух частей: первая — связана с трудом, работой; вторая — посвящена отдыху, веселью, зрелищам, играм.
В первой части Навруза люди заняты приведением в порядок садов и виноградников, подготовкой полей к севу, очисткой арыков и каналов, заготовкой семян, удобрений, посадочных материалов, ремонтом полевых станов, оборудования и приспособлений. А горожане приводят в порядок аллеи, парки, проспекты, улицы, общественные места (детские сады, чайханы, школы, стадионы, спортивные площадки, парки), дворы и подъезды, проводят общемахаллинские хашары. При этом оказывают необходимую помощь пожилым и одиноким людям, много внимания уделяют историческим и культурным памятникам.
Благоустраиваются дома, украшаются жилища и т.д. Волнующим событием является то, когда уважаемые старцы с добрыми пожеланиями бросают первые семена в землю. Труд в эти дни поднимает в людях дух, настроение, служит примером для молодёжи.
Вторая часть праздника состоит из развлечений, спортивных состязаний. Праздник цветов, состязание острословов, выступление борцов и канатоходцев, клоунов, конкурсы певцов и танцоров, скороговорки, загадки, прыжки через огонь, улок (козлодрание), скачки и другие образцы народного творчества придают Наврузу неповторимую красоту, а участникам праздника доставляет не только эстетическое наслаждение, но и помогает встряхнуться, «проснуться» после зимней «спячки»…
Венцом Навруза является сумаляк и халим. Трудно описать словами то,
как священнодействуют у котла, где варят халим отцы и деды, а там, где готовят сумаляк — женщины и дети. Всю ночь напролёт не спят, колдуют над приготовлением живительной весенней пищи, танцуют, поют, слагают лапары (частушки), соревнуются в острословии.
Участники этих мероприятий очищаются и облагораживаются духовно и телесно, они становятся чище и добрее, человечнее. Может быть, поэтому ещё с древнейших времён в дни празднования Навруза не бывает ни одного преступления. Наоборот, в этот день мирятся те, кто был в ссоре, забываются обиды, господствует милосердие, а в старину, как мы уже говорили, прекращались даже войны между государствами.
А какую живительную силу дарят человеку после долгой зимы насыщенные витаминами пиалка сумаляка или чашка халима, самса и пельмени с ранней зеленью!
Почему Навруз отмечается именно 21 марта? Если мы сравним календарный Новый год с Новым годом Навруза, то увидим, что календарный Новый год введен и отмечается условно, на основании декрета. В действительности же 1 января приходится на середину зимы, природа в то время спит, в ней нет никаких изменений.
Поэтому, исходя из законов природы, следовало бы считать началом нового года март, а ещё точнее, 21 число — день весеннего равноденствия, когда день начинает побеждать ночь. Это поистине время пробуждения природы, оживление всей живности, растительного мира на Земле. Поэтому народы Центральной Азии и Востока считали день 21 марта началом Нового года.
В своей книге «Памятники древних народов» Абу Райхан Беруни, говоря о фарвардине, как о первом месяце по солнечному летоисчислению, писал: «Это первый день месяца, о чём говорит и его наименование на персидском языке. В прежние времена, по преданию иранцев, Навруз приходился на период, когда Солнце сходило в созвездие Рака. Потом, когда его сдвинули назад, стал отмечаться весной. Теперь он приходит тогда, когда ему служит целый год, т.е. от первых весенних капель дождя до цветения цветов, от цветения деревьев до поспевания их плодов, от пробуждения вожделения у животных до появления потомства, от прорастания растений до их созревания. Поэтому Навруз является свидетелем начала и создания мира».
Значит, говоря о том, что его «сдвинули назад», Беруни имеет ввиду время, когда Солнце входит в созвездие Овна, а день становится равен ночи (переход к 22 марта). Он не только обосновывает связь Навруза с законами природы, но и дает о нем различные сведения.
Из всего этого видно, что празднование Навруза в качестве первого дня Нового года основывается на законах природы, всемирных законах.
Празднование Навруза всегда являлось своеобразной демонстрацией расцвета земледелия, ремесел, искусства, физической силы. На массовых гуляниях народ показывает свои прекрасные рукотворные изделия прикладного искусства, кулинары — сладости и редкие блюда, борцы и всадники — силу и ловкость, девушки и невесты — шьют специальные наряды, платки, покрывают их цветами и узорами. В день Навруза скоморохи, канатоходцы, мастера слова, поэты, сказители, острословы, кукольники, певцы, танцоры показывают весь свой талант.
К сожалению, в своей многовековой истории Навруз не раз подвергался нападкам мракобесов, получал запреты. И в XX веке он не раз подвергался гонениям, попыткам вытравить его из сознания людей.
Последний запрет (дай бог , чтобы он был последним) в нашей стране принял особо уродливые формы. Как всегда, появился современный Герострат. Он решил изгнать Навруз. Это был плевок народу в лицо. По воле одного человека прекратилось празднование Навруза. Один человек, хоть на время, оказался «умнее» и «сильнее», чем двадцатимиллионное население. Выполнять его нелепое указание бросилось множество «умников», запрещено было даже упоминать название Навруза. Они дошли до того, что потребовали переименование улиц, кафе и магазинов, музыкальных коллективов и других объектов, носящих это имя. Такое извращение здравого смысла произошло только у нас. А в соседних Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Казахстане и в Азербайджане Навруз праздновался по-прежнему широко и многообразно. Многие жители Узбекистана тайно ездили в соседние республики праздновать Навруз.
День, 14 марта 1986 года, когда в Навруз метнули камень, до сих пор сохранился в моей памяти. В те дни в республике общественно-психологическая обстановка желала быть лучшей. Происходило немало событий, не поддающихся здравому смыслу. Шла кампания по уничтожению вековых народных обычаев и ритуалов.
Это были дни, когда в каждом действии, мероприятии или деле выискивались «недостатки», и их виновники. Поэтому у людей в тот период были поникшие головы, увядший лик, нерадостный взгляд.
Позже прояснилось, что руководство находилось под каким-то странным «гипнозом».
…Малый зал заседаний Центрального штаба коммунистов Республики. Здесь собрались руководители средств массовой информации, издательств, видные журналисты и писатели, партийные работники. У всех настроение ожидания светлого праздника, благородные устремления – веет весенний ветер, приближается Навруз…
С трибуны оратор делится впечатлениями о только что состоявшемся в Кремле XXVII съезде КПСС. Выступление довольно сбивчивое, многотемное. Ценные мысли на съезде об установлении социальной справедливости для всех и … об организации специальных поликлиник и спецмагазинов для министров и других чиновников, со ссылкой на указание (?!) В.И. Ленина…
Весь облик оратора, поза и жесты, тембр голоса, ударения в словах являли собой яркий «образ» себялюбца и партийного чиновника, воспитанного, как мы тогда говорили, с высот «перестройки», административно-командной системы и подмявшего под себя власть, партию и народ.
Не вздумайте посмотреть прямо в глаза выступающему с трибуны, сказать что-либо наперекор. Иначе вам будет худо. Слово его — закон! Сам себе – хан, сам себе – бек.
Первая «порция», после доклада, досталась старейшему журналисту, председателю Сурхандарьинского облрадиокомитета Азаду Авликулову, возразившему проблеме спецполиклиник для высокопоставленных чиновников…
Но это было лишь прелюдией.
Как весенний гром среди ясного неба, прозвучали с высокой партийной трибуны следующие слова: «Навруз вреден, отныне партийно-советские работники не будут участвовать в его проведении», то есть Навруз попадает под запрет.
Это странное, по крайней мере, указание, прозвучавшее вдруг в канун Навруза, оглушило собравшихся. Они оглохли и онемели. Затем в зале поднялся шум и ропот недовольства.
Тогда в борьбу за судьбу тысячелетнего праздника восточных народов вступился только один человек – главный редактор Самаркандской областной газеты «Ленинский путь» Борис Васильевич Щеголихин. «Мы не имеем право поступать так несправедливо по отношению к Наврузу, — сказал он, — хотя мы и будем молчать в печати, народ будет справлять свои старинные обычаи»… Но его заступничество оказалось напрасным. Ему ответили сверху: «Знаем, что… завершают празднование Навруза чтением сур их Корана…» и всем видом показали, что вопрос закрыт.
И дальше пошло, поехало… повсеместно шла кампания по запрету Навруза. Из Центра в города и сёла были направлены спецкомиссары из числа членов ЦК и т.д. Были случаи, когда опрокидывали казаны с готовящимися сумалак и халим… Дальше больше… коммунистам было запрещено участвовать в похоронных ритуалах своих близких… Наказание попавшихся: объявление выговоров… вплоть до снятия с работы. Насаждение придуманного праздника «Новбахор, которого народ не принял. И это продолжалось целых три года.
Росло недовольство народа. Передовая часть интеллигенции, журналисты, поэты, писатели сначала робко, затем более активно стали выступать в защиту Навруза. Первым, 28 января 1988 года, осмелился главный редактор газеты «Тошкент окшоми» Тулкун Казакбаев,
давший зелёный свет статье «Навруз – янгиланиш байрами».
Его примеру, 2 марта того же года, следовали главный редактор молодёжной газеты «Ёш ленинчи» Жаббар Раззаков разрешивший публикацию статьи «Халк севган шодиёна», главный редактор газеты «Ташкентская правда» Николай Ковалёв 12 января 1989 года давший разрешение на публикацию статьи «Праздник обновления».
…Народ в очередной раз отстоял свои нематериальные культурные ценности!
Конечно, нелегко было это сделать…
Правофланговыми в борьбе за возвращение Навруза были журналисты Тулкун Казакбаев, Жаббор Раззаков, Николай Ковалёв, Борис Щеголихин, Ахмаджон Мелибаев, Тулкун Эшбеков, Дадахон Якубов и многие другие. Они проявили настоящее гражданское мужество!
Настоящую гражданскую позицию показали Народные поэты Уйгун Отакузиев, Нормурод Нарзуллаев, Махмуд Тоир, Мирзо Кенжабек, Окилжон Хусан, издатели Сабир Курбанов, Хакимжон Пирмухамедов, Шомухитдин Мансуров, Хожиакбар Шайхов, учёные Мухтар Худойкулов, Сайди Умиров, Усмон Корабоев…
У Народного поэта Абдуллы Арипова хватило мужества просить прощения у Навруза, за то, что не смог его защитить…
За годы независимости в Республике Узбекистан Навруз по-настоящему расцвел. Он возведен в ранг государственного общенародного праздника. Его ждут с нетерпением от мала до велика. Этот день объявлен нерабочим. В огромных котлах готовятся сумаляк, халим, плов и другие щедрые угощения. Люди искусства демонстрируют свое мастерство. Народ ликует, превращается как бы в единый радостный организм.
Полученный в день Навруза заряд бодрости укрепляет, обновляет духовно и физически, помогает лучше трудиться, творить и созидать, делать жизнь чище, лучше, красивее. И в этом жизнеутверждающая сила древнего и вечно молодого Навруза!
Навруз,как международный праздник, отмечаемый 21 марта был утверждён Резолюцией Генеральной Сессии ООН в 2010 году.
Навруз 1 декабря 2016 года был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В списке ЮНЕСКО, отмечающих Навруз, кроме Узбекистана 11 стран: Азербайджан, Афганистан, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Кыргызистан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция.
То, что Навруз получил международное признание, даёт надежду, что теперь не поднимется рука на него ни у одного «умника».
Да здравствует Навруз!
Шавкат Миралимов,
кандидат исторических наук, доцент факультета Журналистики
Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека
Сўнгги фикрлар