Древний и вечно молодой Навруз

Таниқли журналист олим Шавкат Миралимовнинг Наврўзга оид рус тилидаги

мақоласи рус гуруҳи талабалари учун ижодий маҳорат сабоғи бўлғусидир, дейди Дониш домла уларга ҳам меҳр билан.

10

9

Обычай отмечать Навруз возник в Центральной Азии и ряде стран Востока в давние времена. Постепенно он приобретал свои формы и очертания, обогащался за счет обычаев, обрядов, опыта повседневной жизни и превращался в традицию.

Праздник обновления

Сколько же лет Наврузу? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Почему?

В ряде источников содержатся сведения о древности Навруза. Наиболее полные сведения и четкие научные выводы даны в произведениях Абу Райхана Беруни (973-1048) и Омара Хайяма (1048-1131). Позже о праздновании Навруза говорится и в поэме Алишера Навои «Садди Искандери» («Стена Искандера»).

В произведении Беруни «Памятники древних народов» говорится: «Причина названия этого дня Наврузом в том, что, когда Джамшид (один из древних царей Ирана) стал царем, он ввел новую религию и день, когда это свершилось, назвал «Наврузом» – «Новым днем».

В своем произведении «Наврузнаме» Омар Хайям также указывает, что сказания о праздновании Навруза возникли в период правления царя Джамшида. Он пишет: «Джамшид издал фарман, чтобы этот день (начало месяца фарвардин – март) назвать Наврузом, и приказал людям ежегодно праздновать этот день и называть его началом Нового года».

Таким образом, из этих преданий можно сделать два вывода: первый – большинство преданий, связанных с Наврузом, состоит из событий, касающихся царя Джамшида, второй – из преданий выясняется, что при определении Навруза придерживались законов природы.

Об этом свидетельствует и одна из газелей Алишера Навои, в которой отмечается, что празднование Навруза в день весеннего равноденствия обусловлено законами природы.

Увидел при свидании –

косы и стан твои равны,

Очевидно, к нам пришел Навруз,

Коль день и ночь равны.

Здесь автор этих строк сравнивает длинные волосы возлюбленной и ее стан (белое тело и черные волосы) с равным днем и ночью при Наврузе.

Различные сведения о Наврузе содержатся и в произведении Махмуда Кашгари (XI век) «Девону лугатит турк» – «Словарь тюркских наречий».

Кроме этого, в различных рукописных источниках содержится немало преданий, указывающих на древность возникновения Навруза. Однако если делать вывод из основных источников, то можно сказать, что Наврузу не менее двух тысяч лет.

Навруз веками формировал у людей чувство любви и бережного отношения к родной земле и природе, играл важную роль в трудовом и нравственном воспитании. В дни его празднования прекращались войны, забывались раздоры и обиды, люди стремились к мирному и добрососедскому общению. В эти дни люди посещали места погребения своих родных и близких, приводили в порядок кладбища и прилегающую к ним территорию, поминали усопших. Навруз побуждал людей к благородным поступкам, наполнял их души добрыми чувствами и пожеланиями, усиливал в них чувство милосердия и любви к ближнему.

В древности народы Средней Азии исчисляли начало года с приходом весны. Известно, что с приходом весны начинается пробуждение природы. Поэтому отождествление весны и нового года считается у народов Востока символом начала жизни.

Сегодняшний Навруз, как и прежде, состоит из двух частей: первая связана с трудом, работой, вторая посвящена отдыху, веселью, зрелищам, играм.

В первой части Навруза люди заняты приведением в порядок садов и виноградников, подготовкой полей к севу, очисткой арыков и каналов, заготовкой семян, удобрений, посадочных материалов, ремонтом полевых станов, оборудования и приспособлений. А горожане приводят в порядок аллеи, парки, проспекты, улицы, общественные места (детские сады, чайханы, школы, стадионы, спортивные площадки, парки), дворы и подъезды, проводят общемахаллинские хашары. При этом оказывают необходимую помощь пожилым и одиноким людям. В городах и селах много внимания уделяют кладбищам, историческим и культурным памятникам, зеленым насаждениям. Строятся дома, украшаются жилища. Очень волнующим событием является то, когда уважаемые старцы с добрыми пожеланиями бросают первые семена в землю. Труд в эти дни поднимает в людях дух, настроение, служит примером для молодежи.

Вторая часть праздника состоит из развлечений, спортивных состязаний. Праздник цветов, состязание острословов, выступление борцов и канатоходцев, клоунов, конкурсы певцов и танцоров, скороговорки, загадки, прыжки через огонь, улок (козлодрание), скачки и другие образцы народного творчества придают Наврузу неповторимую красоту, а участникам праздника доставляет эстетическое наслаждение.

Венцом Навруза является сумаляк и халим. Трудно описать словами то, как священнодействуют у котла, где варят халим, отцы и деды, а там, где готовят сумаляк, – женщины и дети. Всю ночь напролет не спят, колдуют над приготовлением живительной весенней пищи, танцуют, поют, слагают лапары (частушки), соревнуются в острословии.

Участники этих мероприятий очищаются и облагораживаются духовно и телесно, они становятся чище и добрее, человечнее. Может быть, поэтому еще с древнейших времен в дни празднования Навруза не бывает ни одного преступления. Наоборот, в этот день мирятся те, кто был в ссоре, забываются обиды, господствует милосердие, а в старину, как мы уже говорили, прекращались даже войны между государствами.

А какую живительную силу дарят человеку после долгой зимы насыщенные витаминами пиалка сумаляка или чашка халима, самса и пельмени с ранней зеленью!

Почему Навруз отмечается именно 21 марта? Если мы сравним календарный новый год с новым годом Навруза, то увидим, что календарный новый год введен и отмечается условно, на основании декрета. В действительности же 1 января приходится на середину зимы, природа в то время спит, в ней нет никаких изменений.

Поэтому, исходя из законов природы, следовало бы считать началом нового года март, а еще точнее, 21 число – день весеннего равноденствия, когда день начинает побеждать ночь. Это поистине время пробуждения природы, всей живности, растительного мира на Земле. Поэтому народы Центральной Азии и Востока считали день 21 марта началом Нового года.

В своей книге «Памятники древних народов» Абу Райхан Беруни, говоря о фарвардине как о первом месяце по солнечному летоисчислению, писал: «Это первый день месяца, о чем говорит и его наименование на персидском языке. В прежние времена, по преданию иранцев, Навруз приходился на период, когда Солнце сходило в созвездие Рака. Потом, когда его сдвинули назад, он стал отмечаться весной. Теперь он приходит тогда, когда ему служит целый год, то есть от первых весенних капель дождя до цветения цветов, от цветения деревьев до поспевания их плодов, от пробуждения вожделения у животных до появления потомства, от прорастания растений до их созревания. Поэтому Навруз является свидетелем начала и создания мира».

Значит, говоря о том, что его «сдвинули назад», Беруни имеет в виду время, когда Солнце входит в созвездие Овна, а день становится равен ночи (переход к 22 марта). Он не только обосновывает связь Навруза с законами природы, но и дает о нем различные сведения.

Из всего этого видно, что празднование Навруза в качестве первого дня Нового года основывается на законах природы – всемирных законах.

Празднование Навруза всегда являлось своеобразной демонстрацией расцвета земледелия, ремесел, искусства, физической силы. На массовых гуляниях народ показывает свои прекрасные рукотворные изделия прикладного искусства, кулинары – сладости и редкие блюда, борцы и всадники – силу и ловкость, девушки и невесты шьют специальные наряды, платки, покрывают их цветами и узорами. В день Навруза скоморохи, канатоходцы, мастера слова, поэты, сказители, острословы, кукольники, певцы, танцоры демонстрируют весь свой талант.

В своей многовековой истории Навруз не раз подвергался нападкам мракобесов, получал запреты. И в XX веке в нашей стране он подвергался гонениям, попыткам вытравить его из сознания людей. Но тщетно.

За годы независимости в Республике Узбекистан Навруз по-настоящему расцвел. Он возведен в ранг государственного общенародного праздника. Его ждут с терпением от мала до велика. Этот день объявлен нерабочим. В огромных котлах готовятся сумаляк, халим, плов и другие щедрые угощения. Люди искусства демонстрируют свое мастерство. Народ ликует, превращается как бы в единый радостный организм.

Полученный в день Навруза заряд бодрости укрепляет, обновляет духовно и физически, помогает лучше трудиться, творить и созидать, делать жизнь чище, лучше, красивее.

Да здравствует Навруз!

 

Шавкат МИРАЛИМОВ,

кандидат исторических наук,

доцент факультета журналистики

Национального университета Узбекистана 

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *