Его логика связывала журналистику с глобальным бытием

…В университетскую аудиторию зашёл невысокий, достаточно стройный,

по-своему даже изящный в своей аккуратно отутюженной белой рубашке с короткими рукавами и строго по размеру подобранных тёмных брюках, запоминающийся блеском чёрных глаз на круглом, с правильными пропорциями, лице, человек. Он и впрямь выглядел хорошо, если не сказать моложаво, несмотря на заметную проседь аккуратно, по-старомодному зачёсанных назад волос.

Обаятельная улыбка, обнажение ровного ряда зубов, часть которых сверкала коронкой, едва заметные ямки в углах губ не могли не располагать. Как и лёгкий, приятный, не совсем узбекский, а скорее, некий общевосточный акцент, неторопливая, с короткими паузами, ненапрягающая, размеренная, внятная, совершенно свободная манера его речи…

images

Профессор зашёл в аудиторию без какой-либо папки, без «бумажки» – что называется, с пустыми руками – будто только поздороваться, но, как это вскоре могла почувствовать аудитория, с головой, заполненной вполне ясными мыслями, с напрашивающимися на запись чёткими формулировками и, необходимыми в таких случаях, выверенными пространными обобщениями.

Со стороны могло показаться, что это, отчасти, заученная или, скажем, насколько возможно, отрепетированная речь. Потому что содержание и ритм её воспринимались, с точки зрения лекционной методики, адекватно, без смысловых потерь — то, что, например, актёры называют хорошо поставленным монологом. Но это, понятное дело, не было лёгким для запоминания стихотворением или художественным рассказом – тема и содержание лекции была такой, что и отличнику с насиженной школьной скамьи хотелось порой попросить: повторите пожалуйста.

И всё же профессор прежде всего импровизировал. Мы чувствовали, что он говорит именно для нас, объясняя о трансформации неких материальных субстанций в нечто идеальное, о связи журналистики как продукта последнего с глобально-планетарным, если не сказать вселенским, бытием, что он излагает программный материал только нам – по-иному и вообще, несколько иной текст, чем в предыдущие года нашим предшественникам со старших курсов.

Во-первых, он время от времени задавал, не понятно кому – нам, либо себе для ясного ответа или так, в риторическом ключе, то есть, как-бы никому – в общем-то несложные, расщепляющие бесконечные, непростые для восприятия на слух сентенции, вопросы.

Во-вторых, нам, как, впрочем, и другим группам, студентам-первашам до этого, казалось, что мы лучшие и что нам надо рассказывать иначе – не как всем до этого.

В-третьих, он своим свободным разговором производил впечатление человека, находящегося не в университетской аудитории с вполне регламентированными всякими академическими целеполаганиями, а прогуливался по симпатичному зелёному парку с одним из своих младших коллег, рассказывая ему о связи журналистки с философией. В частности, объясняя, как и чем последняя питает первую, и насколько первая является духовно-идеологической основой последней. Понятное дело, последняя была насквозь марксистско-ленинской, а первая – сплошь коммунистической (или советской, или то и это). Всё другое, конечно, представляло собой крамолу, и определённо какую – буржуазную!

Тут любопытно заметить, что Туган Эрназарович Эрназаров, как он (скромно и между прочим) представился, совсем не увлекался сам и не навязывал студентам долженствующую серьёзную критику «некоммунистических» средств массовой информации и пропаганды (тогда аббревиатура «СМИП» только и использовалась), что следовало по программе и сущности этой насквозь идеологизированной дисциплины, какой являлась «Введение в теорию журналистики». Он словно следовал самому простому этическому принципу самой простой рекламы: хвали себя сколько можешь, а в проблемы конкурента сильно не влезай и его самого особо не поноси, не высмеивай – потому что вряд ли это будет выглядеть искренним и очень важным действием.

Это к тому, что он, воевавший, как тогда говорили, и штыком, и пером, на фронтах Второй мировой, когда многократно приходилось привычно, походя заглядывать в глаза смерти, несомненно, был пацифистом в социальном плане и добряком как человек. Он не рядился в грозную и сомнительную тогу одного из командиров в шедшей тогда «холодной войне» — судьбоносные Хельсинкские договорённости были чуть впереди. А, будто чувствуя их приближение, возможно, их неизбежность, держал своё оружие офицера идеологического фронта, знающего цену мира, наглухо зачехлённым. В отличие от МГУ-шных авторов соответствующих учебников и пособий, почти на каждой странице вдоль и поперёк громивших практику забугорной прессы (с чем мы позже имели неудовольствие знакомиться).

Окончательно убедиться в мягких душевных качествах и в самой элементарной доброжелательности, даже в необычном, для людей его круга, миролюбии нашего профессора мы имели возможность в летнюю сессию. Сдав ему экзамен, было чертовски приятно, после заполнения отведённой его предмету строчки, вслед за хлопкОм закрываемой им зачётной книжки слышать однослоговое: «пять!». У него не было, как у некоторых других преподов, лимита на эту, открывающую путь к повышенной стипендии, заветную циферку. Большинство моих согруппников услышало тогда именно её.

По книгам Тугана ака, его известному трёхтомнику, посвящённому истории печати Туркестана, а затем советского Узбекистана, а также отдельным монографиям, мы изучали прошлое узбекской журналистики.

…Полагаю, среди выпускников факультета журналистики Ташкентского госуниверситета, в том числе по прошествию десятков лет со дня его окончания, найдётся немного сожалеющих, что поступили «не туда», что учились «не тому» и «не у тех». Беру на себя смелость так утверждать, по крайней мере, за студентов 1960-х-1980-х. Потому что, как и многие коллеги, на своём профессиональном пути встречал немало выпускников этих лет – и старшего, и младшего поколений.

Можно сказать, не было среди них таких, кто комплексовал бы по поводу «нацокраинности», «провинциальности» нашего журфака, сетовал на некую неполноценность образования и говорил бы об упущенном шансе учиться в МГУ или ЛГУ, слывших флагманами журналистского образования в СССР. Не встречал (почти) и таких, кто не вспоминал бы с теплотой свою «матер-альмочку», кто не был бы благодарен ей и не связывал бы свои успехи на медиапоприще с дипломом журналиста, полученным в ТашГУ.

Не полирую, не замазываю, не впадаю в замыливающую глаза ностальгию, не идеализирую: разумеется, это «при всех иных благах» — и на хлопок отрыв, и занятий срыв, и конфликтов нарыв, и иллюзий подрыв. Но, как говорится, где и с кем этого не бывает – бросьте в того камень.

Конечно, лежачий. Под который, говорят, вода не течёт. Той, которой с тех пор, тем не менее, утекло очень немало. Но кто теперь измерит количество этой спасительно-витальной жидкости. Измерялась ли она вообще когда-либо в таких случаях? Это не время и пространство, которые и представить, и назвать, и показать не составляет труда. Лишь бы память не тушевала, не подводила…

Время вышеописанного эпизода совершенно определённое: 2 сентября, 1974 года от рождества пророка Исы; понедельник, девять утра. Чёткая, реальная локация: главная площадь ТашГУ. Слева главный корпус, прямо – три больших пятиэтажных отсека, объединённых огромным вестибюлем. Крайний отсек справа. первый этаж, четвёртое помещение слева. До предела осветлённая оконными витражами аудитория. Очередной набор первокурсников факультета журналистики в лёгком волнении и в ожидании выдающегося события – первой в своей жизни университетской пары.

В расписании, выставленном во внутриэтажном и тоже солнечном вестибюле, первым значился тот самый предмет – «Введение в теорию журналистику». В качестве интерпретатора и значился Туган Эрназаров. Его звание звучало лично для меня как синоним недостижимости, как небожительство в учении и науках: профессор!

Позже мы узнали, что он стал доктором наук довольно молодым, в 44 года. Что, когда в 1967 году отделение журналистики ТашГУ, открывшееся за 18 лет до этого, преобразовали в факультет, он стал первым его деканом. А в год нашего поступления Т. Эрназаров был заведующим кафедрой с названием, внушающим стойку «смирно»: теории и практики партийно-советской печати.

Лично я, такой себе 18-летний сельский парень, ещё год назад окончивший школу в кишлаке и успевший в ней же поработать, первый раз вблизи получил возможность увидеть, при желании пообщаться с настоящим учёным, отягощённым и иными регалиями. Ну, я и общался, когда выпадала такая возможность. На протяжении восьми лет. Сначала как студент, затем как коллега – как бы обязывающе для меня это тёплое слово не звучало. Общались вплоть до его кончины, которая, в моём ощущении, была достаточно внезапной и стала невосполнимой потерей для факультета. Ему было всего 60…

С той первой лекции прошло почти полвека. Трудно вспомнить её в деталях и самые непосредственные обстоятельства первого знакомства с домулло (так называли его студенты групп с узбекским языком обучения, так – «домля» — его называл в своём мужском студенческом кругу и мы). Но общие восприятие и ощущения от той неповторимой во всех смыслах первой лекции сохранились именно в тех штрихах, которые отразились в моём вышеприведённом вспоминании.

Судьбе было угодно, чтобы я познакомился с обоими его сыновьями. Почти сразу – с Азизом, потому что мы оказались однокашниками – он учился в параллельной группе с узбекским языком обучения; и с Кудрат-ака – который учился в ЛГУ на журфаке, окончил профильную аспирантуру и вернулся в Ташкент уже кандидатом исторических наук. Если память мне не изменяет, это было примерно в то печальное время, когда скончался Туган Эрназарович.

Несомненно, оба они получили воспитание – то, что надо, самое правильное. Отец – профессор, известный учёный, мама – судья. Было от чего зазнаться. Такие дети непростых родителей встречались нередко. Здесь, в случае с Эрназаровыми, ложного груза значимости родителей не было абсолютно. Азиз стал для нас (моих однокурсников) замечательным другом, а Кудрат-ака для меня не менее замечательным коллегой и тоже другом, с которым, как с человеком широченного кругозора, можно было общаться на любые темы.

Конечно, эти личные мои оценки, которые я мог бы много расширить и с возвышенными искренними характеристиками экстраполировать на братьев Эрназаровых, высказываю здесь исключительно в контексте воспоминая об их отце – незабвенном Туган ака.

Я делаю это не без некоторой осторожности и не без, даже, напряжения, связанного с нежеланием сбиться на некий запоздалый и извинительный некролог. Потому что фигура, глыба неординарного человека, каким, несомненно, был Туган ака Эрназаров, распознаётся (такое нехорошо работающее, малоэтичное поверье), к сожалению, после того, как он уходит от нас. Но по такой же, уже, к счастью, вполне приличной закономерности, некоему доброму правилу: чем дальше время отдаляется от даты ухода такого человека, тем значительнее, величественнее высвечивается его фигура из невозвратимого прошлого…

 images (1)

Бекир Мамутов,

выпускник журфака ТашГУ 1979 года,

гл. редактор газеты «Къырым» (Акъмесджит-Симферополь).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *