МАХМУДХОДЖА БЕХБУДИ: ПУТЬ ПРОСВЕТЛЕНИЯ

Зарисовки к портрету выдающегося мыслителя и борца за независимость.

Перед вами портрет человека в национальном одеянии. Его взгляд, проникающий через линзы в округлой оправе, наполнен мыслью и печалью. Его голова облачена в чалму, воротник рубашки приподнят. В наши дни редко, кто так одевается – изысканно и, в то же время, скромно. Но скромные одеяния не должны смущать – их носитель – гигант мысли, борец за независимость нации, просветитель, реформатор, лидер движения за раскрепощение и духовного роста народов Бехбуди, названного академиком Наимом Каримовым «отцом узбекского джадидизма».

beҳbudij

Средняя Азия в начале XX века: Ветер перемен

Альбер Камю однажды отметил: «Подлинной щедростью к будущему является полная самоотдача настоящему».

На портрете – человек, принадлежащий к редкому типу, ставящих интересы людей и общества выше личных. Всю свою жизнь он посвятил любви к трудолюбивому и многострадальному народу. Свои яркий ум, талант и поистине энциклопедические знания Бехбуди посвятил во имя высвобождения от оков, материальных и духовных, поднятия нации с колен к светлому будущему и занятию достойного места на международной арене.

Мудрость китайского поэта и художника Тен Нун гласит: «Чтобы нарисовать ветвь дерева, нужно уметь слушать ветер». Бехбуди жил на рубеже девятнадцатого и двадцатых веков, когда ветер перемен, пронизывающий просторы Европы и Азии, достигал штормового уровня. Согласно Гегелю, истина пробивает свой путь в нужный час и ни минутой ранее. В Бухарском эмирате и Кокандском ханстве всё предвещало о ветхости феодальной системы и царской империи и о неизбежном упадке.

Именно в этот период восходит звезда этого яркого представителя Средней Азии. Уже в 1926 году востоковед Азиззода определил, что, если чьё имя и суждено быть увековеченным наряду с Алишером Навои и Улугбеком, так это Махмудходжа Бехбуди – тем самым подчеркнув место Бехбуди среди величайших мыслителей и гуманистов Востока.

Будет уместно привести цитату из секретного донесения майора Ла Коста – офицера французской разведки, специалиста по деятельности политических партий Туркестана – по возвращению на родину в 1906 году: «В Туркестанском крае самой влиятельной и наиболее перспективной политической силой являются не социал-демократы (большевики с меньшевиками), социал-революционеры (эссеры) или либералы с кадетами, а узбекские джадиды».

Основателем движения Джадидизма в Туркестане стал Махмудходжа Бехбуди. Первоначальными целями определялись в сфере образования, но впоследствии преобразовались в политические. Вместе с другими видными деятелями движения, Бехбуди вдохновлял и направлял движение национального освобождения в крае в начале XX века. К прискорбию последователей, движение подверглось жестокому гонению и впоследствии уничтожено эмиром Бухары, за которым последовал годы красного террора.

Жизненный путь

Махмудходжа Бехбуди родился 19 января 1875 года в кишлаке Бахшитепа (поселение полукочевых тюркских народов Средней Азии) вблизи Самарканда в семье потомственного священнослужителя. Его отец – потомок тюркского шейха Ходжа Ахмад Ясави, был влиятельным экспертом в исламском праве, а дедушка был имамом. Семейное древо восходило корнями к прославленному тюркскому поэту-суфию шейху Ахмад Ахмад Ясави (1093-1166). После смерти отца, Бехбуди воспитывался в доме своего дяди по материнской линии. Под влиянием дяди, Бехбуди изучил арабский и персидский языки.

В возрасте 15 лет, Бехбуди переезжает жить в дом брата своего отца, где продолжает изучать грамматику арабского языка, приступает к изучению математики, основ правоведения, логики и философии. Так, с ранних лет Бехбуди получил богословское и светское образование.

Обучение Бехбуди проходило в медресе Самарканда и Бухары. По окончанию школы, Бехбуди приступил к службе мирзы (клерк) в суде. Для молодого специалиста служба в судебной администрации явилось отличной возможностью наработать свои профессиональные качества, но самое главное – изучить и проникнуться жизнью людей из различных слоев общества. Вскоре, выдержав экзамены по праву со специализацией в наследственных правах, Бехбуди получил звание Муфтия (юрист в исламском праве).

Работая в судебной администрации Бехбуди «не мог оставаться равнодушным к людским страданиям, что привело к зарождению собственного видения развития системы отношение в социально-политической, правовой и экономической сферах Туркестанского края».

В 1899 году Махмудходжа Бехбуди совершает своё первое паломничество в Мекку.

Путешествие проходило через разные страны, что позволило расширить мировоззрение молодого мыслителя. Маршрут пролегал через Россию, Крым, Иран, Турцию и Египт. Во время путешествия Бехбуди изучает жизнь и обычаи местных народов, продвигается в своих знаниях и изысканиях в области просветительской деятельности, чему посвящает значительное внимание и тщательно подбирает коллекцию книг, учебных материалов, образовательных программ, газет и журналов с публикациями по новым методам в педагогике. Собранные материалы будут широко использованы в его дальнейшей просветительской и образовательной работе.

В период 1903-1904 годы Махмудходжа Бехбуди живёт в российских городах: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Оренбург, Крым. Полученный опыт сподвигнул Бехбуди к активной разработке идей гуманитарной перестройке и социальных преобразований. Значительное влияние на его творчество и социальные изыскания оказывает опыт крымских татар и, в первую очередь, знакомство и дружба с Исмаилом Гаспринским – основателем движения джадидизма, крымскотатарским просветителем и политиком.

Знакомство с «…основателем джадидизма Исмаилом Гаспринским состоялось ещё в 1893 году во время визита последнего по приглашению эмира Бухарского Саида Олимхона в Самарканд и Бухару… Махмудходжа Бехбуди с Исмаилом Гаспринским учреждают и открывают в Бухаре светскую школу «Усулий джадид» (новометодная школа джадидов). Позже постепенно появляются такие же школы в городах Самарканде, Коканде, Ташкенте, Андижане. Как следствие, происходит становление первых малочисленных джадидов…»

В 1908 начинает борьбу за учреждение частных газет и журналов. И только в 1913 году 6 апреля приступает к изданию газеты «Самарканд», а 20-го августа вышел первый номер журнала «Ойина»

В своей многогранной деятельности Махмудходжа Бехбуди уделяет огромное внимание созданию школьного образования, подготовке учебников, развитию национальной драматургии и театрального искусства, организации сети библиотек, издательств, и особое место в его деятельности занимает журналистика.

Джадиды: Начало движения

С самого зарождения джадидизм объективно противостоял коренным устоям феодализма и колониализма. Вопреки традиционному исламу, движение джадидов стремилось изменить некоторые устаревшие законы мусульманской веры, приспосабливая религию к задачам духовного и экономического прогресса.

Необходимость освобождения местного рыка от сковавших его пут неизбежно приводило к лозунгам национального и социального освобождения, в том числе создание органов самоуправления в качестве первоочередной задачи, учреждение национальной печати, защиты прав коренного населения.

Важнейшим толчком для возникновения и развития джадидизма в Туркестане послужили два фактора:

— внутренний: колониальная и антинациональная политика царизма, проводимая в крае;

— внешний: реформаторские процессы, происходящие в том периоде в Турции, Египте и других странах Ближнего и Среднего Востока.

К тому времени растёт число сторонников прогрессивного развития Туркестана. Среди них – представители общества, вдохновлённые мечтой о лучшей жизни всех соотечественников и национальном раскрепощении. Их чаяния сводились к желанию привести людей к свету знаний и обустройства их жизней в благоустроенном обществе. Джадиды протестовали не только против царского режима, но и против невежества духовенства, которое отрицало какой-либо прогресс, прикрываясь приверженностью и незыблемостью религиозных доктрин ислама. Тем не менее, последователей прогрессивного развития становилось всё больше среди самих верующих, формирующегося класса буржуазии, дехкан, ремесленников. Передовые ряды среди социальных классов находились в поиске основ национального самоопределения путём просвещения и развития науки.

В стремлении преодолеть сопротивление реакционных сил, новое поколение самоотверженных патриотов просветителей открывают школы нового метода (новометодные школы), где преподаются светские предметы, в отличие от традиционных школ, где преподавание было замкнуто сугубо религиозными учениями.

Махмудходжа Бехбуди присоединяется к движению и принимает активное участие в открытии школ нового метода. Он открыл одну из таких школ у себя дома. Им написаны такие учебники, как «Рисолай асбоби савод» («Азбука»), «Рисолай жугрофия умроний» («Учебник географии»), «Тарихи ислом» («История ислама»), «Китобат ул-атфол» («Учебник воспитания») и другие учебники.

Отныне борьба за возвышение национального самосознания и самосознания становится делом его жизни. «Всякий, кто хочет искать истину, уже чрезвычайно силен», — заметил как-то Достоевский. Вскоре Махмудходжа Бехбуди стал знаменосцем этой борьбы в Туркестане. Вокруг его персоны сплачивается все больше единомышленников.

Пресса джадидов:

От просветительской деятельности к политическому движению

Все это время Махмудходжа Бехбуди неустанно работает над повышением своих знаний. У него широкая сфера интересов, включающая богословие, историю, философию, педагогику, социологию, этнографию — весь спектр наук, именуемых общественными науками. Позже один из его товарищей Файзулла Ходжаев скажет, что ни один другой джадид в Туркестане не мог соперничать с этой великой личностью по широте знаний.

Будучи человеком с аналитическим складом ума, Бехбуди обладал редким даром теоретического мышления. Он написал сотни книг, газетных и журнальных статей. В центре его творчества основное внимание уделяется размышлениям о родине, ее вера и история, борьба за свободу, служение национальным интересам, борьба с отжившими традициями, просвещение народа, критика самодержавия в Бухарском эмирате.

Бехбуди приходит к пониманию, что для объединения людей в одну нацию нужно недостаточно открытия новометодных школ, но и необходимо развивать национальные газеты и театр. В 1913 г. он учредил газету «Самарканд», а в августе того же года …журнал «Ойина»  («Зеркало»), которые издавались и распространялись (кроме Туркестана – Ш.М.) в Татарстане, на Кавказе, в Иране, Афганистане, Индии и Турции.

Бехбуди организовал специальное издательство «Нашриёти Бехбудия» («Издательство Бехбуди»), в котором также находилась библиотека «Кутубхонаи Бехбудия» («Библиотека Бехбуди»), которая вскоре стала одной из крупнейших библиотек в Средней Азии.

«Самарканд» и «Ойина» сыграли значительную роль в пробуждении национального самосознания узбекского народа.]

Однако и газета, и журнал выходили недолго, в основном из-за давления цензуры».

 

К 1917 г. джадидизм преобразовался из просветительского движения в политическое.

Каким было отношение Бехбуди к политической ситуации в Туркестане? Он связывал прогресс своего народа не только с просвещением, но и с коренным изменением его политического статуса, с обретением независимости. В своих статьях он разоблачал колониальную политику русского царизма и Временного правительства, критиковал их законы. Он был твердо убежден, что без борьбы невозможно получить независимость. Его знаменитый лозунг «Права не даются, за них борются…» служил призывом к нации.

Как и другие джадиды, Бехбуди был сторонником мирной борьбы с колонизацией, противником революции и считал, что в парламентской борьбе можно добиться многого. Будучи страстным сторонником автономии, он считал, что Туркестан может получить независимость в составе демократической федеративной России, и предпочитал эволюционные методы достижения прогресса. Судя по всему, Бехбуди лучше всех чувствовал пульс своей страны и умел измерять ее политическую температуру.

Как и другие джадиды, Бехбуди встретил Февральскую революцию с восторгом и надеждой. Защита политических, национальных и экономических интересов стала приоритетом в деятельности джадидов, в частности Бехбуди.

«Мы хотим, чтобы все мусульмане Туркестана вместе со всеми русскими, евреями и другими этносами организовали свое туркестанское правительство под эгидой России, мы хотим иметь свой Объединенный совет. Для того, чтобы все мусульмане жили по законам шариата, своим традициям, религиозным законам. Мы хотим создать законы, которые были бы ориентированы на благополучие всех проживающих в Туркестане мусульман, христиан и евреев», — писал тогда Бехбуди. Он боролся за объединение всех политических сил сторонников национального движения.

В то же время отношение Бехбуди к большевикам было отрицательным. «Для нас, мусульман, присоединение к этой группе крайне вредно. Если не изменить некоторые финансовые пункты их программы в соответствии с шариатом, не изменить их мысли о человеке, семье, они нам совершенно не подходят», — говорил он своим сторонникам.

Шурои Исломия, в марте 1917 года в Ташкенте был создан новый политический совет. Бехбуди сыграл в этой организации важнейшую роль».

Тем не менее, партия раскололась. Духовенство и его сторонники вышли из него и образовали свой совет.

Вскоре, в октябре 1917 года, Октябрьский переворот направил национально-освободительное движение в другое русло. В ноябре 1917 года Временное правительство объявило Туркестан автономным образованием в составе Федеративной Российской Республики и назвал его Туркестан Мухторияти (Туркестанская автономия). Бехбуди был избран членом нового правительства. Однако, после штурма города большевиками кокандское правительство просуществовало всего 72 дня. Город горел в огне  войны, были и артиллерийские обстрелы. За три дня погибло более десяти тысяч человек.

 

Наследие Махмудходжа Бехбуди

Махмудходжа Бехбуди погиб в расцвете сил и таланта. Ему было 45 лет. Незадолго до смерти Бехбуди отстранился от политической деятельности и работал в Самаркандском отделении уполномоченного народного просвещения.

В 1919 году он собирался отправиться в очередной хадж. 25 марта он перешел границу Бухарского эмирата, был схвачен правительством эмирата, переправлен в Карши и в конце концов расстрелян. Известно, что люди эмира враждебно относились к Бехбуди, неоднократно критиковавшему эмира и его окружение.

До последнего вздоха Бехбуди был предан просветительству. Перед казнью Бехбуди успел разнести весть своим друзьям, призывая их и дальше развивать просвещение, культуру, науку и служить прогрессу. В своем последнем послании миру Бехбуди написал:

«Завещаю вам: Дети Туркестана пусть не останутся безграмотными… Направьте их на путь Свободы!»

Узбекский народ верит, что жизнь человека продолжается, пока жива память о человеке. Имена Бехбуди и его сподвижников чтят и помнят на родине. Их наследие является предметом исследования ученых республик Центральной Азии, Германии, Турции, США, Японии.

Возрождение наследия Бехбуди происходит повсеместно путём проведения общественных мероприятий, научных исследований и форумов, а также популяризацию в массовой культуре.

По инициативе Президента Республики Узбекистана Шавката Мирзиёева был снят художественный фильм, в котором рассказывается о жизни, работе и стремлениях Бехбуди.

Данное полотно жизни и деятельности Махмудходжа Бехбуди раскрыло для широких масс слоёв населения огромный вклад в духовное развитие и культуру узбекского народа, а также в дело борьбы за независимость страны.

Заметным событием в общественной жизни современного Узбекистана стало открытие в сентябре 2021 года Дома-музея Махмудходжа Бехбуди на его родине в городе Самарканд. Открытие музея вместе с изданием собрания сочинений мыслителя является цепочкой в процессе восстановления исторической справедливости и сохранения культурного наследия нации.

Посредством реконструкции исторических, архитектурных памятников, проводимых в настоящее время, сегодняшний Узбекистан вселяет уверенность в национальное духовное богатство, и это будет ценно, кардинальные реформы неизбежны и будут происходить впредь.

Важное место в становлении суверенного Узбекистана занимают роль и вклад Махмудходжа Бехбуди и джадидов в общественно-политическое преобразование региона. Независимость современного Узбекистана является высшим признанием незаурядного ума, интеллекта и преданности нации Бехбуди.

 

Махмудходжа Бехбуди – верный сын узбекского народа, основатель движения джадидов в Туркестане, правовед, великий деятель просветительского движения, мыслитель, который отдал свою жизнь во имя борьбы за независимость нации.

Жизнь реформатора и гения человеческой мысли была наполнена сложностями и противоречиями. Впрочем, как и сам исторический период конца девятнадцатого – начала двадцатого веков – эпоха не просто «ветра перемен», а социальных, политических и экономических штормов и бурь. Спустя более века после трагической гибели великого мыслителя и реформатора, жизнь Махмудходжа Бехбуди служит ярким примером для нынешнего поколения.

 

В начале XX века джадиды (в их числе Махмудходжа Бехбуди, Абдулла Авлони, Минаввар Кары Абдурашидханов и другие) – представители национальной интеллигенции и просвещённого духовенства, начали сознавать, что в условиях колониального отторжения, неудач отдельных, разрозненных восстаний, невежества и нетерпимости, уже не ожидать духовного и национального возрождения.

Важную роль сыграл Махмудходжа Бехбуди в том, что джадидизм, зародившись как течение общественной мысли и ограниченное первоначально рамками просветительских идей, направленных на реформирование школьного образования, прошло сложный путь развития, дойдя до превращения в мощное политическое движение с чётко оформившимися политическими требованиями национально-государственного самоуправления Туркестана.

Трудно переоценить заслуги Махмудходжа Бехбуди в создании новометодных джадидских школ, в становлении и развитии национальной печати, издательского дела, библиотечного дела, драматургии и театрального искусства.

Имя Махмудходжа Бехбуди, который не пощадил свою жизнь в борьбе за независимость и свободу нации, несправедливо было предано советской властью забвению.

Благодаря приобретению независимости Республикой Узбекистан восстановлено доброе имя великого сына узбекского народа. Изданы двухтомное собрание сочинений, в Самарканде открыт дом-музей, в Ташкенте на алее литераторов установлен памятник, снят художественный фильм, изданы роман и многочисленные исследования, посвященные жизни и деятельности Махмудходжа Бехбуди.

Указом Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева заслуги Махмудходжа Бехбуди отмечены орденом «Буюк хизматлари учун». В 2020 году в Узбекистане широко отмечено 145-летие Махмудходжа Бехбуди.

 

 Шавкат МИРАЛИМОВ,

кандидат исторических наук,

доцент факультета журналистики

Национального университета Узбекистана

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *