Нахчыван – древний край Азербайджана

Нахчиван автоном республикаси Озарбайжоннинг энг сўлим гўшаларидан бири

ҳисобланади. Бу мафтункор ўлканинг довруғи етти иқлимга машҳурлиги ҳақида қатор адабиётларда ўқиганмиз. Хўш, бу ўлканинг тарихи ва бугунги ҳаёти, турфа манзаралари ҳақида нималарни биласиз? Қуйидаги таҳлилий мақолани мутолаа қилганлар унга мафтун бўлиб қолишларига ишонамиз.

1 2 3

Нахчыванская Автономная Республика Азербайджана занимает юго-восточную часть Закавказского нагорья. Почти 75 % территории лежит на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Республика отделена от основной территории Азербайджана и с 1988 года находится в условиях блокады со стороны Армении, не имеется сухопутной связи с другими частями страны.

В 1920-1923 годах — Нахичеванская Советская Социалистическая Республика, в 1923-1924 годах — Нахичеванская Автономная область, в 1924 — 1990 годах — Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика, а с 1990 года — Нахчыванская Автономная Республика, ставшая автономным государством в составе Азербайджанской Республики. На севере и востоке Нахчыванская Автономная Республика граничит с Армянской Республикой — (протяженность границ составляет 246 км), на западе и на юге с Турцией — (11 км) и Иранской Исламской Республикой — (204 км). Естественную границу Нахчыванской Автономной Республики с Арменией образуют в основном, водоразделы Зангезурского и Даралаязского хребта, а границу с Турцией и Ираном — река Араз. Площадь территории Нахчыванской Автономной Республики составляет 5,5 тыс. кв. км., а     население 450 000 человек.

Несмотря на длительную блокаду со стороны Армении, Нахчыванская Автономная Республика прошла большой путь развития. За этот период в автономной республике основные макроэкономические показатели — объем внутреннего валового продукта, ВВП в расчете на душу населения, производство промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции, инвестиции в основной капитал, внешнеторговый оборот, оказываемые населению платные услуги и др., выросли почти в 20 раз. Огромная работа проделана в области образования, здравоохранения, культуры, инфраструктуры и в других сферах. Сегодня Нахчыван является местом встречи глав государств и правительств, важных международных конференций и форумов. В этом году в Нахчыване состоялось грандиозное мероприятие — «Нахчыван – столица исламской культуры 2018» с участием генерального директора ИСЕСКО, министрами культуры и представителями семи зарубежных стран (в том числе и представители Республики Узбекистан). Город Нахчыван объявлен «Молодежной столицей» Азербайджана в 2018 году.

Древний Нахчыван переживает период подлинного расцвета. На экономические сдвиги благотворно влияют продуманные, системные реформы, создающие конкурентную среду и высокие технологии, укрепляющие государственный сектор и частную хозяйственную сферу, включая малый и средний бизнес. Либерализируются административные механизмы, регулирующие предпринимательство, ускоряются темпы приватизации, широко привлекаются отечественные и зарубежные капиталовложения. Успешно проводимые реформы председателем Али Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики Васифа Талыбова во всех сферах, в других регионах Азербайджана внедряются как современная модель управлении. Такие процессы находятся под постоянным контролем Президента Азербайджана Ильхама Алиева. Сегодня Нахчыван с гордостью преданностью демонстрирует идеи общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, решительно следует курсу выдающегося государственного деятеля, развивается с каждым днем, гордо стоит у врат  Востока, стал образцом патриотизма.

Нахчыванская АР имеет важный и интересный туристический потенциал. Нахчыван, богат своими историческими памятниками. Здесь зарегистрировано более 1200 исторических памятников, 57 из них имеют международное, а 496 общенациональное значения. В Нахчыване, помимо изумительной природы, своеобразного климата, комфортабельных отелей и красивейших архитектурно-исторических памятников, есть свыше 250 источников лечебных и минеральных вод, что позволяет развернуть здесь обширную санаторно-курортную зону с весьма комфортными комплексными услугами. Функционирующие здесь прекрасные лечебные центры отдыха должны способствовать усилению туристического потенциала автономной республики.

Возникает логичный и полно справедливый вопрос. Почему Нахчыван оказался в блокаде?

В советские годы граница с Арменией, отделявшая автономию от Азербайджана, была, по сути, условной, такой же, к примеру, как между Россией и Казахстаном, Украиной и Белоруссией… Незаметно для пассажиров пересекали эти рубежи поезда, через них перешагивали опоры линий электропередачи единой для всей страны энергосистемы, нефти и газопроводы. Но, в связи с Армяно-Азербайджанским, Нагорно-Карабахским конфликтом по границе с Арменией прошла линия фронта, закрыв дорогу и поездам, и машинам, и людям. Блокада для нахчыванцев — не книжное, не литературное понятие. Она определяла их образ жизни. Вспоминая о тех днях, Гейдар Алиев говорил: «Нас лишили поставок продовольствия, нефти. Отключили всю энергетику. У нас начался холод и голод. Младенцы умирали в больницах. Люди стали вырубать сады на топливо, 70 процентов фруктовых деревьев было вырублено, чтобы обогреть жилища. Но я выжил, и народ выжил. Я жил очень скромно, умеренно, в тяжелых бытовых условиях, как и мой народ. Ко мне часто приезжали люди из Баку, уговаривали вернуться в политику. Но я не хотел».

До начало ХХ века, а точнее до 1920 года Нахчыван не был в анклаве. Так как между Нахчываном и остальными территориями Азербайджана находился исконная Азербайджанская территория Зангезур. В апреле 1920 года с поддержкой ХI Красной Армии, захватившие власть азербайджанские большевики, получили в наследство от свергнутого правительства Азербайджанской Республики проблему территориального конфликта с дашнакской Арменией. В конце апреля-начале мая того же года стороны обменялись несколькими ультимативными по содержанию нотами, в которых пытались всячески обосновать свои права на Карабах и Зангезур. В отличие от Армении, «угрозы» азербайджанских коммунистов не могли иметь серьезных последствий, так как, не располагая собственными вооруженными силами, Баку вынужден был в решении важнейшего для него вопроса – восстановления целостности республики – полагаться только на Советскую Россию. Ключевую роль в формировании позиции советской России по армяно-азербайджанскому территориальному конфликту играл секретарь Кавказского бюро Г.Орджоникидзе на которого в июне 1920 года председателем Совнаркома В.Лениным было возложено руководство внутренней и внешней политикой советского Азербайджана. Таким образом, фактически азербайджанское правительство во главе с Н.Наримановым было отстранено от непосредственного участия в переговорах с Арменией. В ходе активной переписки в июне–июле 1920 года между Г.Орджоникидзе и наркомом иностранных дел РСФСР Г.Чичериным была определена ближайшая стратегия Москвы в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского территориального конфликта.

В телеграммах, отправляемых в Москву, Орджоникидзе, исходя из исторических и реальных соображений, выражал твердую уверенность в необходимости сохранения контроля Баку над Карабахом и Зангезуром. В ответных телеграммах Г.Чичерина столь настойчивая позиция Г.Орджоникидзе вызывала некоторые опасения и даже подозрения в поощрении им национализма азербайджанских коммунистов. Чичерин считал, что было бы роковой ошибкой односторонняя ставка на советский, но все же мусульманский Азербайджан.

Рассматривая региональную ситуацию в более долгосрочной перспективе и учитывая, что предстоит решение целого комплекса сложных территориальных и политических вопросов с соседней Турцией, Чичерин не хотел далеко отпускать Армению и выступал за проведение в отношении её компромиссного курса. По его мнению, все спорные между Арменией и Азербайджаном территории должны быть заняты российскими войсками с подчинением их российской оккупационной власти, вплоть до наступления более благоприятной политической конъюнктуры, когда удастся найти удовлетворяющее для всех сторон решение. Позиция Чичерина стала определяющей в дальнейших дипломатических шагах Кремля, которые дополнялись армейскими операциями в Карабахе и Зангезуре.

10 августа 1920 года в Эривани между советской Россией и дашнакской Арменией был заключен договор, юридически закрепивший присутствие советских войск на спорных территориях. Начиная с этого момента, вопрос о дальнейшей судьбе Зангезура вступил в решающую фазу.

Будучи хорошо информирован обо всех нюансах внешней политики Армении, Кремль трезво оценивал перспективы союза с этой республикой, которая продолжала сотрудничать с Антантой. В большевистском правительстве постепенно возобладал скепсис относительно возможности путем территориального умиротворения Армении добиться изменения её стратегических ориентиров в пользу России. С другой стороны, российскую дипломатию серьезно обеспокоило быстрое наступление турецких войск в ходе спровоцированного в конце сентября 1920 года Арменией военного конфликта с кемалистским правительством. Прежде всего, Кремль опасался, что разгром Армении может усилить турецкое влияние не только в буржуазных Армении и Грузии, но и в политически этнически родственном Турции-Азербайджане. Вместе с тем большевистское руководство понимало, что его попытки остановить турецкое наступление вступали в противоречие с интересами стратегического союза с кемалистской Турцией против Антанты. В этой ситуации Россия взяла курс на ускорение процесса советизации Армении.

С этой целью в начале ноября 1920 года большевистское руководство устами И.Сталина сделало в Баку ряд громких заявлений о дальнейшей судьбе Зангезура и Нахчывана. Суть их выражалась в намерении передать эти территории советской Армении. Вклинившись и создав таким образом армянский буфер между Азербайджаном и Турцией, Москва стремилась лишить их в будущем непосредственных границ.

Реальное осуществление этого плана началось вслед за советизацией Армении в конце ноября 1920 года. Решением Политбюро и Оргбюро ЦК АКП(б) от 30 ноября и согласно декларации Баксовета от 1 декабря 1920 г. Зангезур и Нахчыван подлежали передаче советской Армении. Это решение закреплялось 3-м пунктом договора между РСФСР и Армянской ССР от 2 декабря 1920 г., согласно которому за Арменией признавались все территории Эриванской губернии, в том числе Нахчыван, а также Зангезурский уезд. Но в отношении Нахчывана, который находился в это время под контролем турецких войск и поскольку нахчыванский народ решительно показал свою волю в ходе референдума в январе 1921 года жить в составе Азербайджана, большевикам вскоре пришлось пойти на уступки и по Московскому советско-турецкому договору от 16 марта 1921 года признать его частью территории Азербайджана. Да и вопрос о Зангезуре пришлось отложить до лета 1921 года в связи с новой активизацией отрядов Нжде, который 25 декабря 1920 года провозгласил создание в этом регионе «автономной Сюникской республики», а 27 апреля 1921 года переименовал ее в «республику Нагорной Армении». После советизации Грузии в конце февраля и восстановления власти большевиков в Эривани в начале апреля 1921 года Зангезур фактически оставался единственным ещё не советским островком на Южном Кавказе.

Итак, среди основных причин передачи, а точнее — оккупации западной части Зангезура Арменией были: а) военная агрессия дашнакской Армении, поддержанная местными армянскими сепаратистами в Карабахе и Зангезуре; б) политическое давление на азербайджанское большевистское руководство со стороны советской России; в) сосредоточение реальной власти в советском Азербайджане в руках эмиссаров из Кремля во главе с Г.Орджоникидзе.

Когда в сентябре-октябре 1921 г. находившиеся в Баку представители Москвы под видом чистки партии от «национал-уклонистов» стали обвинять Нариманова и его сторонников в национализме, тот не выдержав ответил: «Если бы в Азербайджане большинство мусульман-коммунистов было бы националистически настроено, то, поверьте, Армения не получила бы Зангезура». Подобные мысли были высказаны Наримановым и в его телеграммах Ленину: «В пользу Армении Азербайджан отказался от своей территории, в то время как по политическим соображениям нельзя было этого делать».

Передача части Зангезура Армении окончательно изолировала Нахчыван от остальной части Азербайджана. Железная дорога, связывающая Нахчыван с Баку, оказалась на значительном протяжении под контролем Армении, которая в то же время получила непосредственную границу с Ираном. Помимо этого, оккупация западного Зангезура Арменией привела к значительному сужению границы Азербайджана с Турцией. Эта политика была направлена на разрушение единого тюркского пояса в масштабе евроазиатского региона.

Наконец, отторжение части Зангезура от Азербайджана послужило отправной точкой реализации армянского плана по захвату новых азербайджанских земель. В ходе нового этапа военной агрессии Армении против Азербайджана в период 1988-1994 гг. завершилась оккупация бывшего Зангезурского уезда (Лачын-Зангилан-Губадлы). Зангезур остаётся незаживающей раной не только на географических картах, глубоко врезавшись вглубь Азербайджана, разрезав его, но и в душах азербайджанцев.

Анализ происходящих событий — особенно апрельские бои между Азербайджаном и Арменией (2 апреля 2016 года Армения грубого нарушая взятых на себя обязательств, артиллерийскими обстрелом разрушал гражданские объекты и население. В ходе контрнаступательной операции Азербайджанская армия освободила свыше 2000 гектаров территории). А в результате успешной операции (проведенной Отдельной общевойсковой армией Азербайджана, в нынешнем году в нахчыванском направлении армяно-азербайджанской границы, под Азербайджанский контроль перешла территория площадью более десяти тысяч гектаров, в том числе высоты, представляющие стратегическое значение), свидетельствуют о том, что азербайджанский народ и государство никогда не смирятся с оккупацией и любой ценой восстановят территориальную целостность страны. Сегодня в военном отношении Азербайджан входит в число сильных государств не только в сравнении с Арменией, но и в мировом масштабе. Азербайджан и вперед намерен наращивать военную мощь, и считают, что это один из важнейших факторов для переговоров. Потому что, к сожалению, сегодня нормы международного права в отдельных случаях полностью игнорируются.

В конце мая было освобождено село Гюннют Шарурского райна, оккупированное еще в 1992 году. Местные жители посетили могилы родственников и уже возвращаются в свои дома. Также освобождены находящиеся вокруг села Гюннют важные стратегические высоты. B частности, азербайджанская армия освободила гору «Хунут», возвышенность «Агбулаг», горы «Гызылгая» и «Мехридаг», заняв более выгодные позиции. Под контролем оказалось также село Арпа в Даралаяз Под контроль BС Азербайджана перешла территория свыше 11 тысяч гектаров пригодных в том числе для земледелия в 8 гектаров.

Занятие подразделениями азербайджанской армии горы «Гызылгая» (высота 1683 метра), позволяет азербайджанской армии контролировать 11 тыс. га территории Нахчывана, а также вести наблюдение за автомобильной дорогой Ереван-Ехегнадзор-Горис-Лачын-Ханкенди. Для защиты приграничной с Арменией территории Нахчывана проведена новая дорога протяженностью 50 км, а также реконструированы дороги общей протяженностью свыше 50 км.

Начиная с мая с.г. государственные информационные СМИ обоих стран молчали, не отвечая на вопросы журналистов о происходящем в Нахчыване. С обоих сторон поступали отрывочные сведения о продвижении азербайджанской армии с Нахчыванского участка.

Новый министр обороны Армении Давид Тоноян, отвечая на вопрос о продвижении азербайджанских войск в Нахчыване, сказал: «новые посты азербайджанской армии создают определенные неудобства для приграничного армянского села Арени».

Пресс-секретарь министерства обороны Арцрун Ованнисян, комментируя событий, заявил: «Азербайджанские BС на некоторых участках границы начали осуществлять активные инженерные работы для улучшения своих позиций».

B социальных сетях армяне распространяют сведения и фотографии о появлении нового Азербайджанского боевого поста над армянским селением. Селяне боятся жить под явным наблюдением азербайджанских солдат, дежурящих в новом посту — сообщают авторы в Facebook.

«Следовательно, азербайджанская армия переместила свои посты на нейтральной полосе, улучшив позиции и расширив зону обстрела, или контроля на азербайджанской и армянской территории» — о стратегическом значении операции писали на ИА «Регнум». Интересными заметками этого отчета является мысли о том, что «азербайджанский спецназ сделал то, что ранее совершали армяне — без боя улучшил позиции на нейтральной полосе, чтобы армия имела возможность обстреливать больше армянской территории, чем ранее. Таким образом, часть территории действительно стала доступной для азербайджанского населения, а еще больше земли теперь просматривается и обстреливается Азербайджанской армией, что очень важно в возможной войне с Арменией».

Одновременно реализуется масштабные проекты для деблокады Нахчывана. В начале июня министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан сообщил «о скором начале работ по строительству железной дороги, которая свяжет город Карс через Игдыр, Аралых и Дилуджу с Нахчыванской Автономной Республикой, отделённой от основной части Азербайджана Арменией. Строительство двухпутной магистрали протяжённостью 224 километра начнётся в конце 2018 – начале 2019 года с учётом возможности запуска поездов, способных развивать скорость до 160 километров в час». Таким образом, Нахчыван может стать звеном, связывающим железнодорожные системы Турции и Ирана, и по маршруту Баку-Тбилиси-Карс автономная республика свяжется с Баку.

Новая ветка в направлении Нахчывана и Ирана будет иметь важное значение с точки зрения роста грузопотока в регионе. Ранее была введена в эксплуатацию железная дорога Баку – Тбилиси – Ахалкалаки – Карс. Состав, выехавший из крайней западной точки Турции – провинции Эдирне, после прибытия в восточную провинцию Карс может далее проследовать по линии БТК в направлении Казахстана с выходом на север Китая, либо использовать альтернативную железнодорожную линию через Азербайджан, Иран, Пакистан, Индию и юг Китая. Идею строительства новой железной дороги поддерживает как Иран, так и Азербайджан.

Слова Президента Ильхама Алиева: «Азербайджанский народ веками жил и творил на этих землях. Нагорный Карабах, но и Зангезур, древний тюркский регион, — наша исконная земля. С отделением в начале ХХ века Зангезура от Азербайджана и передачей его Армении, по существу, была прервана географическая связь всего тюркского мира».

Мировое армянство впало в глубокое смятение после слов азербайджанского лидера Ильхама Алиева о том, что азербайджанцы должны вернуться на свои исторические земли — в Ханкенди, Иреван, Зангезур и Гейча. Именно так прозвучало заявление: «Азербайджанцы должны вернуться…», а не так, как его пытаются преподнести соседи. Баку не является сторонником перекраивания границ, установленных ООН, и не претендует на возвращение Еревана под юрисдикцию Азербайджана.

Уверенное и справедливое заявление главы Азербайджана разнесло в пух и прах мечты недругов о введении в заблуждение мировой общественности относительно автохтонности армян на Кавказе, тогда как история знает, что это пришлый этнос. Пребыванию армян на Кавказе едва насчитывается несколько веков, и то до недавнего прошлого они всегда составляли меньшинство среди местного населения.

«Дело в том, что веками эти земли были местом проживания азербайджанцев. Исторические документы недавнего прошлого, а именно последнего столетия, свидетельствуют, что начиная с 1918 года земли, о которых идет речь, против воли азербайджанского народа были переданы Республике Армения. В целом, Республика Армения была создана на Кавказе на исконных азербайджанских землях, это подтверждено архивными документами», — заявляет историки.

Веский аргумент, о котором упоминает историки, сохранен в письме от 29 мая 1918 г. первого главы правительства Азербайджанской Демократической Республики Фатали хана Хойского министру иностранных дел М.Гаджинскому: «Мы решили с армянами все спорные вопросы, они примут ультиматум и закончат войну. Мы уступили им Иреван».

Идея о возвращении азербайджанцев в Иреван, Зангезур и Гейча не является проявлением территориальных претензий Азербайджанской Республики. Высказывания Президента справедливы, они соответствуют историческим реалиям и неверно истолковывать их в политической конъюнктуре. Мы верим, что рано или поздно война закончится и в регионе воцарится мир, и тогда у граждан Азербайджана появится право в цивилизованном порядке вернуться на эти земли, проживать там и путешествовать туда. Это заявление не должно восприниматься как территориальные притязагия. Если Баку признает право переселенные в Карабах армян проживать там и готов предоставить широкую автономию этой области в составе Азербайджанской Республики, почему же азербайджанцы лишены права вернуться на земли, откуда были насильственным образом изгнаны? С этой точки зрения требование Азербайджанской Республики еще больше опирается на международное право, чем не убедительные претензии Армении. Если это раздражает кого-того, это их личное дело.

 Турли манбалар асосида

Дилбар Ҳайдар қизи тайёрлади.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *