30 октября в Бакинском международном морском торговом порту состоялась торжественная церемония по случаю открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс.
Как сообщает azertag.com, в церемонии приняли участие Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, первая леди Мехрибан Алиева, Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган и его супруга Эмине Эрдоган, премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили, премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Арипов, а также делегации Таджикистана и Туркменистана.
Отметим, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Максимальный объем грузоперевозок по коридору БТК прогнозируется на уровне 17 миллионов тонн в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 6,5 миллиона тонн грузов, а также будет перевозиться до одного миллиона пассажиров. Этот факт показывает, что данный проект становится важной частью транспортной карты Евразии, а учитывая возможность отправки грузов и пассажиров через Азербайджан в Европу, его экономическую и политическую значимость, проект является неоценимым.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) является важным проектом для будущего региона, сказал Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в Баку в понедельник во время официальной церемонии открытия железной дороги БТК.
Открытие Баку-Тбилиси-Карс – историческое событие не только для региона, но и мира.
«Между странами возникнут более тесные связи, откроются сотни тысяч рабочих мест. Грузы из Китая в Европу будут доставляться быстрее, в то же время этот проект укрепит мир и безопасность».
Евросоюз тоже приветствует открытие нового железнодорожного коридора, поскольку проект имеет потенциал, связанный с поступлением инвестиций, усовершенствованием инфраструктуры и улучшением связей по координированию логистики, созданию новых бизнес-возможностей, росту торговли. Что примечательно, проект не противоречит центрально-азиатской стратегии Восточного партнерства. Это очень важный нюанс, учитывая, что Евросоюз в свою очередь также приветствует проекты, направленные на улучшение связей с соседними партнерскими странами. И в данном случае такая возможность улучшит транспортное соединение между Турцией и Болгарией, Азербайджаном и Центральной Азией, а также обеспечит скоростное и надежное транспортное соединение по суше между Европой и Азией вдоль старинного Шелкового пути». «За счет реализации этого проекта железная дорога станет важнейшим железнодорожным коридором Европы — Кавказа — Азии, а новый путь обеспечит беспрепятственный грузооборот между Грузией и Турцией, а также странами, расположенными на берегу Каспийского моря. С другой стороны, железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс, как новый транспортный коридор, связывающий прямым путем Грузию с Турцией, будет способствовать открытию прохода к Европе и Средиземному морю, став более дешевым и коротким транспортным коридором. Он расширит функциональную возможность грузинской железной дороги как альтернативного транспортного коридора между Европой и Азией. Отныне страны Европы и Средиземноморья через Грузию и Азербайджан смогут связаться железнодорожным сообщением со странами северной, средней и дальней Азии, а грузы Азербайджана и Средней Азии (нефть и нефтепродукты) будут перевозиться до порта Джейхан Средиземного моря Турции, откуда попадут на мировой рынок, и по проливу Босфор — в Европу».
По словам Президента Азербайджана Ильхама Алиева, страны Центральной Азии проявляют большой интерес к данному проекту: «Эта дорога имеет большое значение для Европы. Азербайджан провел переговоры с несколькими из них. Страны Европы проявляют большой интерес к этой железнодорожной линии».
Эта дорога будет служить развитию туризма, стабильности и безопасности, увеличит объем взаимных инвестиций, усилит геополитическое значение наших стран», — подчеркнул глава государства.
Президент Ильхам Алиев отметил, что транспортный коридор Север-Юг также имеет большое значение. Должен также отметить, что одновременно Азербайджан предпринимает важные шаги в области создания транспортного коридора Север-Юг. На территории Азербайджана завершились все работы, связанные с проектом Север-Юг, то есть вся инфраструктура готова. Одновременно Азербайджан предлагает свои технические и финансовые возможности в связи с созданием инфраструктуры в других странах
«Азербайджан создал железнодорожную сеть в этом направлении. В будущем в эксплуатацию будут сданы энерготранспортные проекты Север-Запад и Юг-Запад. Железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс будут пользоваться Китай, Казахстан, Узбекистан и другие страны Средней Азии, государства Европы. Транспортный коридор Север-Юг объединит страны от Индии до России».
На церемонии открытия выступил премьер-министр Республики Узбекистан Абдулла Арипов. Он отметил, что Руководство Республики Узбекистан уделяет особое внимание углублению сотрудничества с зарубежными партнерами в области использования огромного транзитного и транспортно-коммуникационного потенциала Центральной Азии и соседних регионов. Сегодня в Узбекистане ведется масштабная работа в данном направлении. Так, в 2016 году завершен проект строительства железнодорожной магистрали Ангрен — Пап с 19-километровым железнодорожным тоннелем через высокогорный перевал Камчик, что позволило завершить процесс формирования единой железнодорожной транспортной системы Узбекистана и открыло новые перспективы для развития транспортной инфраструктуры.Он сказал что, запуск этого важного железнодорожного участка, на наш взгляд, является неоценимым вкладом в возрождение исторического Великого Шелкового пути, который когда-то проходил через территории наших стран и содействовал развитию торговли, культурному и духовному обмену между нашими народами.
Таким образом, строительство железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, соединяющей Европу с Азией и входящей в список 100 крупных проектов, представляет особое стратегическое значение. Потому что ввод в строй железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс является новым важным стратегическим фактором в укреплении государственной независимости, наращивании экономического могущества Азербайджана. Это также демонстрирует всему миру стратегическое проявление связей между Азербайджаном, Грузией и Турцией – тремя странами, показавшими уникальный формат сотрудничества при реализации проекта. А главное, ввод в эксплуатацию железной дороги является самым большим вкладом в стабильность в регионе, дальнейшее сближение наших народов и экономическое развитие.
***
Абдулла Арипов Бокудаги янги Ипак йўлининг очилишида иштирок этди
Жаҳон
15:00 / 31.10.2017
6188
30 октябрь куни Боку халқаро денгиз савдо портида Боку-Тблиси-Қарс темир йўлининг очилиши муносабати билан тантанали маросим бўлиб ўтди.
Маросимда Озарбойжон президенти Илҳом Алиев, мамлакат биринчи хоними Меҳрибон Алиева, Туркия президенти Ражаб Тоййиб Эрдўған ва унинг турмуш ўртоғи Эмине Эрдўған, Қозоғистон бош вазири Бакитжан Сагинтаев, Грузия бош вазири Георгий Квирикашвили, Ўзбекистон бош вазири Абдулла Арипов ҳамда Тожикистон ва Туркманистон делегациялари иштирок этишди. Озарбойжон президенти матбуот хизматида шу ҳақида хабар берилди.
Маросимни Озарбойжон Республикаси президенти Илҳом Алиев очиб берди.
Алиевнинг сўзларига кўра, Боку-Тблиси-Қарс (БТК) темир йўли — Европа ва Осиё ўртасидаги энг ишончли ва қисқа йўл. «Дастлабки босқичда БТК бўйлаб 5 миллион, кейингиларида эса 17 миллион тонна юк ташилади. БТК Евроосиёни транспорт харитасининг муҳим қисмига айлантиради. Бу йўл туризм, барқарорлик ва хавфсизлик ривожи учун хизмат қилади, инвестициялар ҳажмини кенгайтиради, мамлакатларимизнинг геосиёсий аҳамиятини кучайтиради», — деди Озарбойжон давлат раҳбари ўз нутқида.
Боку-Тблиси-Қарс стратегик аҳамиятга эга тарихий лойиҳа ҳисобланади. Мазкур темир йўл узунлиги 850 километрни ташкил қилади, шундан 504 километри Озарбойжон ҳудудидан ўтади.
Илҳом Алиев шунингдек Шимол-Жануб транспорт коридори ҳам катта аҳамиятга эга эканини ва Озарбойжон бу йўналишда ҳам муҳим қарорлар қабул қилишини таъкидлади. Озарбойжон ҳудудида Шимол-Жануб лойиҳаси билан боғлиқ барча ишлар якунланди, яъни бутун инфратузилма тайёр.
«Озарбойжон мазкур йўналишда темир йўл тармоғини яратди. Келгусида Шимол-Ғарб ва Жануб-Ғарб энерготранспорт лойиҳалари эксплуатацияга топширилади. Боку-Тблиси-Қарс темир йўлидан Ўзбекистон, Қозоғистон, Хитой ва Марказий Осиёнинг бошқа мамлакатлари ҳамда Европа давлатлари фойдаланади. Шимол-Жануб транспорт коридори Ҳиндистондан Россиягача бўлган мамлакатларни бирлаштиради».
БТК темир йўлининг очилиш маросимида Ўзбекистон Республикаси бош вазири Абдулла Арипов ҳам чиқиш қилди. У Ўзбекистон Республикаси раҳбарияти хорижий шериклар билан Марказий Осиё ва қўшни минтақаларнинг улкан транзит ва транспорт-коммуникация салоҳиятидан фойдаланиш соҳасидаги ҳамкорликни мустаҳкамлашга алоҳида эътибор қаратаётганини таъкидлади. «Бугун мазкур йўналиш бўйича Ўзбекистонда кенг кўламли ишлар олиб борилмоқда. Жумладан, 2016 йилда Ангрен-Поп темир йўл магистралини қуриш лойиҳаси тугалланди. Бу ягона Ўзбекистон темир йўл транспорт тизимини шакллантириш жараёнини тугаллаш имконини берди», деди бош вазир. Унинг сўзларига кўра, мазкур муҳим темир йўл участкасининг ишга туширилиши тарихий Буюк Ипак йўлининг тикланишига қўшилган бебаҳо ҳисса бўлди.
Таъкидлаш жоизки, Боку-Тблиси-Қарс темир йўлини қуришга доир шартнома 2007 йилда Тблисида имзоланган. Ўша йилнинг ноябрида Грузиянинг Марабдасида темир йўл линияси қурилишига старт берилган. БТК темир йўл линиясининг 504 километри Озарбойжон ҳудудига, 263 километри Грузияга ва 79 километри Туркия ҳудудига тўғри келади.
Сўнгги фикрлар