Высокая духовность — непобедимая сила Ислама Каримова
В данной статье рассматривается уникальная личность первого президента Республики
Узбекистан Ислама Абдуганиевича Каримова, внесшего огромный вклад в развитие страны, уделявшего особое внимание на духовность и воспитание подрастающего поколения.
«Перед нами стоит задача сформировать духовность свободного гражданина, личности, иначе говоря, воспитать свободных, всесторонне развитых людей, которые хорошо знают свои права и обязанности, опираются на свои силы и способности, имеют самостоятельный взгляд на происходящее вокруг них и, вместе с тем, гармонично сочетают свои личные интересы с интересами страны и народа.»
Ислам Каримов
Этот пронзительный умный взгляд чем-то похож на моего отца — строгий и справедливый. Где-то этой зимой мне приснился сон, в нем я увидела Ислама Абдуганиевича, он был в своем невероятно идущем ему голубом костюме, увидев его я очень обрадовалась, он посмотрел на меня и мы поздоровались, я начала про себя думать и спрашиваю: «Ассалому алайкум! Вы живы?!» Он улыбнулся, и в этот момент от него исходил такой сказочно сверкающий луч что, ослепил мой взгляд и разбудил меня, я осознала что, это был сон. Он был глубоко духовно развитым человеком, который светил своим благородным лучом весь узбекский народ, посвятил всю свою жизнь своей стране, своему народу перед которым бесконечно низко поклоняется вся страна.
Уже больше года как не стала его, но каждый день проезжая по президентской трассе, глядя на Оксарай (резиденция Ислама Каримова), где воздвигнут памятник Исламу Абдуганиевичу Каримову, вне откуда идет такая слеза с болью на груди, что превращается в горькую плачь, которую не восполнит ничто кроме как сожаления о потери ОТЦА НАРОДА. Для каждого гражданина уход Первого Президента стал трагедией из-за своей неожиданности.
Это выдающаяся личность которая сумела возродить подлинную историю скромного но глубоко великого узбекского народа. Сегодня никто как он говорил ― ни благожелатели, ни те, кто привык смотреть на нас пренебрежительно, ― не могут отрицать того, что благодаря самоотверженному труду, мужеству и стойкости нашего народа за исторически короткий период времени мы добились свершений, которые возможны лишь в течение столетий и это всё благодаря ему самому — Исламу Абдуганиевичу.
В начале его правления не все понимали ход его действий, о том что он говорит, что он делает. Чтобы понят его надо быть на его уровне мыслить примерно так как он. Простыми словами, прозрачными действиями он заслужил уважения и доверие народа. Он достойный потомок своих величайших предков как, Амир Темур. Не зря президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал он нём следующее: «Ислам Абдуганиевич был авторитетнейшим государственным деятелем, настоящим лидером своей страны. С его именем связаны важнейшие вехи в истории современного узбекского государства.
То, что наш Первый Президент делал для Узбекистана, не расскажешь в нескольких фразах, его труд неоценим, и говорить о нем можно бесконечно. Одним из самых важных и правильных действий Ислама Каримова было особое внимания подрастающему поколению, так как, дети наше будущее, а наше будущее, будущее страны зависит от того как мы их воспитаем. В молодости у меня была цель добиться такого совершенства в своей профессии, чтобы люди говорили: да, этот человек знаток своего дела, это мастер! говорил он. И сегодняшняя молодежь сделала лозунгом для себя эти слова. Дети независимости они дети Ислама Каримова они воспитаны в его духе. Они идут по его пути, так как путь в который направил нас ОТЕЦ он самый верный хоть долгий но, доводящий до победного успешного, процветающего конца. Он знал что будущее любой страны зависит от тех в чьи руки попадет страна, зная что жизнь быстротечна и сегодняшние птенцы завтрашние орлы, чем сильнее орел тем выше будет полет. Он утверждал: Сегодня для нас должна быть очевидной одна простая истина: самые благородные цели, стоящие сегодня перед нами, — и великое будущее нашей страны, и наш завтрашний день, свободная жизнь и благоденствие, и то, какое место займет Узбекистан в мировом сообществе в XXI веке, — все это зависит прежде всего от нового поколения, от того, какими людьми вырастут наши дети.
Ислам Каримов в своем выступлении на 9 сессии Олий Мажлиса отметил, что «…независимость дорога нам тем, что создала условия для рационального использования созидательной силы нашего народа, богатейший потенциал прекрасной щедрой земли, что носит имя Узбекистан. Смогли целиком посвятить свою жизнь интересам и благу Родины, чтобы наша нация и государство заняли достойное место в мировом сообществе. Вместе с тем мы постигаем еще одну истину. Только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.
Не секрет, что каждое государство, каждая нация сильны не только своими природными ресурсами, военной мощью и производственным потенциалом, но в первую очередь — своей высокой культурой и духовностью» [ 1,12 с].
Выступления, речи и произведения первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова являются научно-методологической, идейно-политической, экономической и духовно-культурной основой многих общественных дисциплин. Во многих трудах Ислама Каримова особое значение придаётся вопросам духовности и национальной идеи.
В своем произведении » Юксак маънавият — енгилмас куч» (Высокая духовность — непобедимая сила) наш Президент говорит о сущности духовности, о её роли и значении в развитии общества, о проблемах возрождения национального самосознания, о роли национальной идеи в период глобализации и убеждает читателей, что народ, обладающий высокой духовностью, никогда ни от кого не будет зависеть и добьётся своих благих целей [2,8].
Духовность — это стремление глубже познать самого себя, свое место в обществе. Это повышение уровня сознания людей -политического, экономического, правового, укрепление в сознании людей, особенно молодежи, незыблемых нравственных и духовных понятий, гуманитарных и нравственных ценностей» — говорит наш первый Президент Ислам Каримов.
Многолетний опыт человечества показал, что государства имеющие захватнические и насильственные цели, для того чтобы подчинить себе другой народ или нацию, его богатства, в первую очередь стараются лишить их национальных ценностей, истории и духовности.
Если бы меня спросили, — говорил Ислам Абдуганиевич, что необходимо делать для того чтобы сохранить нашу духовность, и как мы можем противостоять чуждым идеям, представляющим опасность, я бы ответил, что в первую очередь каждый человек проживающий на нашей земле, должен обладать самосознанием, глубже изучать нашу древнюю историю, богатую духовность и бесценное наследие великих предков.
«Во времена бывшего тоталитарного режима кто в мире знал, что есть такая прекрасная страна, как Узбекистан, такая нация, как благородный узбекский народ?», — говорил Ислам Каримов в одном из выступлений, посвященном Дню независимости страны. Он возродил всё — в первую очередь духовность и культуру страны. Особое значения придавая на воспитания, ибо великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Абдулла Авлони считал, что человек существует для созидания, поэтому должен обладать знаниями. В своём труде «Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль») придаёт огромное значение вопросам просвещения и образования.
В своей книге “Туркий Гулистон ёхуд ахлок” Авлоний прежде чем перейти к вопросу “ что такое хорошо и что такое плохо”, останавливается на великой роли воспитания и подчёркивает, что детей нужно воспитывать, начиная с младенческого возраста. “Если у человека испорчен характер с детства, если он вырос невоспитанным лишённым моральных устоев, то нечего ждать от него”, – пишет автор[3,25].
Каждый вид воспитания автор описывает посредством стихотворных бейтов. Например, размышляя о воспитании мысли, он приводит такое стихотворение:
Если мысль хорошо воспитана,
То будет острее алмаза, меча.
Если зеркало мысли ржою разъедено,
То погаснет во мгле она, словно свеча.
Воспитание – это педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества; духовно-нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Узбекистана, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения, мировое сообщество. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе образования нашей страны. Педагогика считает необходимым развитие у человека духовность, ориентированную на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества и государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Это все ради чего наш первый президент стремился всю свою жизнь.
Наши дети должны быть умнее, сильнее и обязательно должны быть счастливыми, -подчеркивает первый Президент Узбекистана, — и мы прилагаем для этого все усилия, создаём все условия. Бесспорно, в этом деле большое значение имеет духовно-нравственное и идеологическое воспитание. Если мы отнесемся к этим вопросам безответственно и потеряем бдительность в деле воспитания молодежи в духе любви к нашей великой Родине, уважении наших священных и духовных ценностей, исторической памяти, то мы можем оказаться в стороне от пути, ведущего к общечеловеческому прогрессу, к которому стремимся.
В Узбекистане за последние десятилетия пройден огромный по масштабам и насыщенный по содержанию путь укрепления основ независимости, намечены дальнейшие пути развития нашего общества. Мировая общественность обращает внимание что, несмотря на все сложности и трудности пройденного пути, Узбекистану удалось избежать кризисных ситуаций, которые были присущи многим государствам, образовавшимся в результате распада СССР. В этом, прежде всего, необходимо отметить историческую заслугу первого Президента Узбекистана Ислама Каримова, который добился не только организационного, но и научно-теоретического обеспечения переходного периода. Это говорит о том, что он глубоко изучил не только общие проблемы Узбекистана, но и вопросы теории переходного периода. Узбекская модель развития заинтересовала политиков и руководителей многих стран мира. Произведения Ислама Каримова переведены на разные языки мира, что является свидетельством того, что мировая общественность проявляет к ним интерес. Реализация принципов, которым следовал первый Президент Узбекистана (приоритет экономики над политикой, социальная защита населения, поэтапный переход к рынку, неукоснительное соблюдение законов и законопослушание, отношение к государству как реформатору) обеспечивает успех реформ, стабильность в обществе, позволяет решать самые трудные задачи, которые стоят перед нашей республикой.
Эти принципы обретают силу, смысл, приносят пользу, потому что они постепенно воплощаются в жизнь. Принципы, которыми руководствовался первый Президент Узбекистана, были глубоко им самим осмыслены, пропущены через ум и сердце, были для него смыслом жизни. Принципы Ислама Каримова отражены и закреплены в Конституции республики, они овладевают умами миллионов. В этом залог успеха, в этом гарантия стабильности, в этом секреты последовательного поступательного движения вперед Республики Узбекистан.
Ислам Абдуганиевич оставил яркий свет в судьбе своей Родины и ее граждан. Узбекистан стал светским государством благодаря Исламу Каримову. «В годы независимости мы всегда строили свои отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего, на основе взаимного уважения, признания национальных интересов друг друга и впредь будем продолжать эту политику, направленную на укрепление дружбы и сотрудничества со всеми государствами», — отмечал Ислам Каримов.
Караван независимости Ислама Каримова в пути, и никто не сумеет остановить его. Мы обязательно дойдем до своей цели, станем продолжателями его дела, воплотим в жизнь поставленные им цели и задачи.
Ислам Абдуганиевич навеки останется в нашей памяти и в памяти наших потомков как великий государственный деятель, чье имя ассоциируется с миром, стабильностью, благополучием и прогрессом.
Вы всегда будете в наших сердцах и молитвах наш ОТЕЦ!
Зиёда Нариманова,
старший преподаватель, Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека факультет Зарубежной филологии
___________________________________________________
Литература
- Каримов И.А. Наша высшая цель-независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.-Т.: Узбекистон, 2000.-С.12 с
- Каримов И.А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Т.: Узбекистан, 2008.
- 3. Авлоний А.«Туркий гулистон ёхуд ахлок («Цветущий край и мораль»)- Т.:Узбекистан, 1999.
Сўнгги фикрлар