История журналистики

Тема-4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ

ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. (Продолжение).

 1аа

Журналистика фактов и журналистика мнений.

 Тенденция разделения сообщений СМИ на журналистику фактов (новостей) и журналистику мнений является одной из са­мых быстро прогрессирующих в мировой практике. Она содержит несколько основных особенностей.

Разделение журналистики на новости и мнения в целом закономерность. Авторы «Четырех теорий прессы» писали, что в Х1Х в.»газеты использовали новости как политическое оружие: их искажали, подавали необъективно или скрывали в угоду полити­ческому моменту»[1] .

Это не могло не вызвать недовольство аудитории, среди ко­торой одно и то же периодическое издание читали представители различных политических партий, а также социальных слоев, на­циональностей, вероисповеданий, профессий и т.д. Для того что­бы привлечь к себе внимание влиятельных людей, печатные ор­ганы США, затем развитых стран Европы постепенно выработали специальные принципы размещения материалов по полосам и рубрикам: новости в виде информации, фактов они стали давать на одних страницах, а мнения редакции, авторов на других. По­степенно сложилось деление номеров печатных изданий на стра­ницы новостей и страницы мнений. Тон такому разделению зада­ли США. Как считают Эверетт Дэннис и Джон Мэррилл, «в отличие от мировой практики, где в газетах принято публиковать много по­лемических материалов и статей, в США считается, что материа­лы, отражающие мнение журналистов и редакции, должны публи­коваться отдельно от новостей»[2]. Этот опыт оказался полезным и постепенно стал распространяться по миру.

Большую роль в формировании, распространении концепции деления сообщений на новости и мнения сыграла комиссия Хатчинса. Она опубликовала ряд материалов, главным среди кото­рых был доклад «Свободная и ответственная печать» (1947). О необходимости разделения публикаций говорилось: «Пресса должна подавать факт как факт, а мнение как мнение… Средства информации должны быть точными в подаче новостей, отделяя факты от мнений»[3] .

Данная тенденция тогда же получила одобрение читательских масс и стала популярной. Массовой аудитории теперь уже не на­до было разбираться в хитросплетениях журналистского замысла и изложения, не нужно было отделять факт от комментария. Ве­дущую роль в создании подобной доступной печати сыграли до­рожащие своей репутацией и аудиторией общенациональные из­дания. Д. Рэндалл приводит следующее мнение редактора газеты «Вашингтон пост» Бэна Брэдли о возглавляемом им издании: «В этой газете страницы новостей решительно и бесповоротно отде­лены от передовиц и тематических рубрик. Цель такого разделе­ния — благо читателя, который имеет полное право различать факты и мнения».1

Специфика и особенности журналистики фактов заключа­ются в следующем. Такая журналистика (синоним — новостная журналистика) должна давать аудитории только конкретные, точ­ные, ясные сведения и новости. Сообщаемая информация долж­на быть полной, разнообразной. Следует также приравнять поня­тие информации или новости к понятию знания. Как мы видим, в век компьютеров и скоростных информационных технологий с но­вой актуальностью прозвучал для нас призыв Мирзо Улугбека о том, что стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки.

Знания, даваемые журналистикой, играют огромную роль в жизни человека. Особенно важны доставляемые журналистикой актуальные политические факты и сведения. При их достатке и с их помощью граждане могут принимать осознанное участие в жизни своего общества, что является главным условием движе­ния вперед. Но ведь мировоззрение или позиции тех, кто сообща­ет факты массам — политиков, идеологов, общественных деяте­лей, журналистов — часто бывают весьма различными. Поэтому главнейшей особенностью журналистики является сообщение массовой аудитории самих фактов, а в пределах новостной жур­налистики — необходимость передачи массам их совокупности, т.е. всей панорамы событий и новостей, для того, чтобы читатель(зритель)сам мог выбрать наиболее правильное с его точки зрения. В этом ведущая цель журналистики новостей — научить аудиторию узнавать, сопоставлять, анализировать, в процессе че­го у граждан вырабатывается чувство ответственности за свой выбор. Это подтверждают и многие известные авторы. Редактор английской газеты «Манчестер Гардиан» С.П. Скотт в одной из своих передовиц писал, что «первейшая обязанность прессы — со­общать информацию. Горе газете, если она не выяснит, насколь­ко чист источник. Ни то, что газета публикует, ни то, о чем она умалчивает, ни способ подачи материала не должны замутить яс­ное лицо правды. Наказ строгий, почти невыполнимый… Эти сло­ва повторялись на разные лады миллион раз: комментируйте на здоровье, но факты — это святое.[4].

Нейтральное отношение к политической информации харак­терно для большинства авторитетных агентств, телерадиокомпа­ний и печатных изданий развитых стран. Например, президент агентства «Ассошиэйтед пресс» Луи Боккарди, возглавляющий крупнейшее в мире предприятие в системе индустрии новостей, по мнению специалистов, «имеет безупречную репутацию за не­превзойденно беспристрастную подачу новостей в силу того, что зорко отслеживает любое намеренное (или случайное) политиче­ское предубеждение в своей организации, являющейся основным поставщиком новостей для прессы и электронных масс-медиа»[5]. Благодаря такой позиции агентство приобрело столь высокий ста­тус и авторитет не только в национальном, но и в международном масштабе.

Журналистика фактов обычно пользуется повышенным спро­сом у аудитории, потому отделы новостей имеют определенные преимущества перед своими коллегами по редакции. В целом в развитых странах сложилась такая практика, что факты занимают приблизительно две трети от всего объема журналистских сооб­щений.

Абсолютная объективность невозможна даже в журнали­стике фактов. Несмотря на то, что журналистика новостей наи­более объективна, но даже в ней абсолютная объективность не­возможна. Ведь любое журналистское произведение, будь то заметка, информационный отчет, интервью, репортаж или кор­респонденция, пишутся журналистом как определенным субъек­том, как носителем индивидуальных знаний, интересов, ценно­стей. Следовательно, журналистский материал в его абсолютном значении субъективен, независимо от того, согласен автор с этим или нет. Речь может идти только о той или иной степени субъек­тивности (или, наоборот, объективности) в конкретном материале.

Готовя публикацию, журналист исходит из огромного количе­ства фактов. Все их без исключения передать невозможно, в ма­териал идет едва ли не десятая или двадцатая их часть. Естест­венно, что журналисту приходится отбирать факты. А там, где начинается отбор, неизбежно примешивается субъективность. Кроме того, журналисты оценивают события и факты с разной степенью эмоциональности. То, что один посчитает отличным, другому может показаться просто хорошим.

У каждого журналиста есть личностные- то есть субъектив­ные- понимание, темперамент, оценки, интересы, потребности, ожидания, мнения, чувства, голос, темп речи, движения перед ка­мерой и т.д. Один и тот же радио-текст, прочитанный двумя раз­ными людьми, производит различное впечатление. Субъективна и аудитория, в которой каждый по-своему воспринимает получае­мую информацию. Американский журналист Х.Л. Менкен говорил: «…Ни один стоящий журналист никогда не написал ни одной аб­солютно объективной статьи. В них всегда можно обнаружить его личное мнение»[6].

Профессионализм как форма выработки объективности в журналистике. Однако объективность в журналистике возможна и нужна, хотя объективность, как антипод субъективности, тоже может быть разной. Журналисты могут и должны быть объектив­ными в своих материалах — в тех пределах, в каких могут обеспе­чить аудитории ее правильное информирование и ориентировку в происходящих событиях. Одним из путей для этого является их высокая профессиональная подготовка.

Профессионализм позволяет журналисту правильно вести себя на всем пути создания публикации — от замысла темы до вы­дачи в эфир или в печать готового произведения. Квалифициро­ванный журналист сможет выбрать актуальный вопрос, найдет достойный для описания объект, отберет характерные факты, проанализирует их, приведет нужные выводы и т.д. При этом не­исчерпаемое вроде бы событие найдет компактное отражение в материале, а аудитория получит краткую, нужную, объективную информацию.

Авторская субъективность в журналистике фактов также встречается часто, у нее есть многочисленные причины, и это бе­да не журналистики, а журналистов. Э. Дэннис считает, что «объ­ективность — всего лишь стиль презентации, в соответствии с ко­торым вся информация представляется как ответ на вопросы: Что случилось? Кто принимал в этом участие? Когда это случилось? Какие это имеет последствия? Хотя на некоторые из этих вопро­сов возможно более одного ответа, мысль, будто подобный подход выражает политическую предвзятость — абсурдна»[7]. Это спра­ведливое мнение. Всегда можно представить аудитории объек­тивную информацию о событии — если журналист или редактор пожелают это сделать.

Специфика и особенности журналистики мнений. Есть не­сколько толкований понятия «журналистика мнений». Ее называют «комментирующей», «аналитической», иногда «очерковой» или «пристрастной». Постараемся обобщить все характеристики в оп­ределении «журналистика мнений».

Если субъективной может быть даже журналистика фактов, то тем более предвзятый характер может содержать журналистика мнений, в этом одна из ее главных отличительных особенностей. Ее специфика- анализ, комментарий. Видов комментария много: открытый, скрытый, прямой, косвенный, преднамеренный, не­вольный — и все это может быть более или менее открыто, в той или иной мере прямо и т.д.

Отношение к комментарию в журналистике развитых стран неоднозначное. Открытый комментарий с излишней долей личных оценок не приветствуется даже в журналистике мнений. Д. Рэн- далл пишет по этому поводу: «Явный — это тот, который очевиден: журналист прямо и открыто высказывает свой взгляд или мнение. Во многих газетах мира этот тип комментария попросту запрещен — в Великобритании и Соединенных Штатах его считают вопию­щей нелепостью и многие учебники по журналистике упоминают о нем лишь мимоходом»[8]. В зарубежной журналистике многие ученые и специалисты протестуют против применения комментария в жур­налистике новостей, но в журналистике мнений он используется.

Первая и главная особенность журналистики мнений — нали­чие в мнении новости в виде факта или рассуждения. Солидные издания и вещательные средства внимательно следят за тем, чтобы комментаторы не повторяли, даже в обновленном виде, себя или иные СМК. Следующая особенность заключается в том, что суждению специалиста по данной проблеме отдается пред­почтение перед соображениями журналиста. Не возбраняется да­вать краткий комментарий точке зрения специалиста. Журналисту не следует повторять ту или иную мысль, чтобы навязать ее ау­дитории, достаточно изложить ее в печатных изданиях один раз. Вещательные средства, в силу устной специфики, могут повто­рить ту или иную оценку журналиста, но не более одного раза. Обязателен анализ события, его основных аспектов. В аналити­ческих статьях необходимо представить весь спектр позиций по разбираемому вопросу. Понятно, что печатный комментарий бо­лее впечатляет, чем устный.

Распространено мнение, что читатель не приемлет большие аналитические газетные статьи. Практика ведущих газет мира по­казывает, что это не так. Приведем эпизод из журналистики США 1992 г. Джон Уллмен пишет об известных американских журнали­стах Дональде Барлетте и Джеймсе Стиле: «Барлетт и Стил опуб­ликовали в газете «Филадельфия Инквайрер» серию длиннющих статей под общим названием «Америка. Что пошло не так?» Тираж газеты подскочил на 10000 экз., авторы получили более 200000 писем. О чем были статьи? О политике налогообложения в США. Этот пример раз и навсегда перечеркивает утверждения, что чи­татель не приемлет глубокие и обширные материалы. Очень даже приемлет. Но надо выбирать тему, которая затрагивает жизнь людей, и подать ее так, чтобы она приковала к себе внимание»[9].

Зарубежная журналистика знает множество случаев подобного рода, например, статьи Уильяма Рассела о пребывании армии Великобритании в Крыму, расследовательские материалы Карла Берстайна и Роберта Вудворда об Уотергейском деле, публика­ция газеты «Санди таймс» об искалеченных после употребления лекарства талидомид. Американскому журналисту ирландского происхождения Януарию Макгаэну в Софии поставлен памятник за освещение им в английской газете «Дейли Ньюс» гибели граж­данского населения Болгарии во время войны с Турцией. Помимо персональной, индивидуальной, возникла также групповая журна­листика расследований.

Хорошая журналистика мнений помогает правильно рас­крывать факты. Этот вопрос имеет особое значение. Понятно, что непреодолимой границы между новостями и мнениями нет. Мнения могут и должны дополнять новости, помочь аудитории лучше понять их суть. Когда говорят, что мнения субъективны и не могут не быть таковыми, то надо иметь в виду такую тонкость: су­ществует, так сказать, собственно субъективность и объективная субъективность. В первом случае журналист проявляет пристра­стность, в силу чего информация оказывается заметно окрашен­ной его личными убеждениями или эмоциями. К такому варианту субъективности следует относиться отрицательно.

Во втором случае субъективность — это свойство, присущее самому коммуникатору, и невозможно избежать, так как он тоже живой человек. Однако такую субъективность можно нейтрализо­вать самоконтролем и профессионализмом, как говорилось выше. Или фильтрами в лице руководящего состава редакции. Или дру­гими публикациями, которые дополняют картину события. Нема­ловажен и контроль журналиста со стороны аудитории.

Довольно часто читатели отдают предпочтение еженедельни­кам, которые лучше разъясняют новости. Исследователь Херманн Майн пишет о новом типе газеты в Германии: «В противополож­ность ежедневной печати он дает не столько новости, сколько подробный анализ и комментарий с целью рассмотрения актуаль­ных событий в более широком контексте»[10]. Журналистика мнений потому и популярна, что помогает аудитории быстро и правильно сориентироваться в огромном потоке новостей.

Подлинная журналистика мнений вполне объективна и умест­на, т.к. порой именно она лучше раскрывает значение передавае­мых фактов. Так, авторы книги «Беседы о масс-медиа» пишут: «Простое перечисление цифр, пересказывание событий или вы­сказываний свидетелей дает очень узкую и ограниченную картину мира. Такой материал — без анализа и комментирования — пред­ставляет читателю весьма искаженную картину»[11] .Это мнение журналиста Майкла Нована. Мы разделяем его. Журналистика мнений не только исправляет «картину», она дополняет ее, дела­ет акценты на наиболее актуальных, интересных для массовой аудитории фактах.

Распространение данной тенденции по миру. Как мы уже говорили, тенденция разделения сообщений СМК на журналисти­ку фактов и журналистику мнений зародилась в США и отсюда ра­зошлась по миру. Так, исследователь СМИ из ФРГ Х. Майн пишет: «В ФРГ все радиостанции через определенные промежутки вре­мени круглосуточно передают последние известия. В противопо­ложность выражающему определенную позицию комментарию, они по возможности не должны содержать оценки редактора, формулирующего их. Они должны отражать лишь то, что про­изошло, что сказал один выступающий или что было решено на заседании одного органа. Эти требования вытекают из обяза­тельства телерадиокомпании быть объективными»[12]. Следует от­метить, что в принципе СМИ и журналисты Германии несколько более пристрастны, чем американские.

Шведская журналистика придерживается, можно сказать, принципа журналистики без ответственности. Репортеры этой страны считают, что их задача — передавать только то, что они ви­дят и слышат. Они стараются не оценивать событие, а сообщать о нем только как о конкретном факте. При этом считается, что ес­ли журналист был нейтрален, то он не может нести ответствен­ность за последствия переданного им факта, за это должны отве­чать те, кто своими действиями способствовал его появлению. Известный шведский репортер Эрик Фихтелиус пишет об этом: «Журналист не должен своими действиями преследовать цель достижения какого-то эффекта. При отборе новостей он не может принимать во внимание интересы той или иной стороны. В этом понимании репортер должен быть беспощаден. Следует подчерк­нуть, что речь идет о передаче новостей, а не о функции форми­рования общественного мнения… Демаркация между новостями и мнениями — между news and views — должна быть четко деклари­рована»[13].Переводчик книги Фихтелиуса В. Менжун, хорошо зна­комый со шведской действительностью, пишет, что в подавляю­щем большинстве печатных изданий страны только вторая полоса является редакционной (передовой), на которой редактор и сотрудники «могут высказать свои политические симпатии и вы­ступать с оценочными комментариями. На всех остальных полосах политическая направленность издания не проявляется»[14].

В Израиле в очень важном руководящем документе для жур­налистов страны — «Инструкции для сотрудников службы новостей и актуальных программ» («Инструкция Накди»), разработанной на основе 4-й статьи «Закона об управлении телерадиовещанием», говорится: «Главная задача сотрудников информационной службы Управления заключается в обеспечении радиослушателей и зри­телей проверенными и, насколько это возможно, полными сведе­ниями, которые позволят им сделать собственные выводы на ос­нове полученной информации, подобные передачи не должны давать одностороннюю подборку фактов, приводить готовые выводы и заключения»[15]. В инструкции выделены различные виды информации, свидетельствующие о ее фактическом или коммен­тирующем характере: «straight news» («непосредственная инфор­мация»), «commentary» («комментарий») и «news analysis» («анализ»).

С распадом Советского Союза и крушением тоталитарной идеологии подобная тенденция начала проникать и в журналисти­ку стран СНГ. Например, она нашла свое отражение в вышедшей недавно книге старшего научного сотрудника факультета журна­листики МГУ А.А. Тертычного: «Тексты, относящиеся к информа­ционным жанрам, в количественном отношении составляют ос­новную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации…»[16]. Если вспомнить деление жанров журналистики, по традиционной классификации ученых СНГ, на информационные, аналитические и художественно-публицистические, то становится ясно, что А.А. Тертычный имеет в виду заметку, отчет, репортаж, интервью и др., т.е. именно новостную журналистику.

Таким образом, в зарубежной журналистике все яснее прослеживается тенденция деления публикаций СМИ на факты и мнения. Она обусловлена объективной потребностью, необходи­мостью вызвать интерес к сообщениям СМК как можно более ши­рокого круга людей, а не только приверженцев определенной пар­тии, профессии, общественного института и др. Преобладание исключительно новостных сообщений в потоке информации СМИ позволяет журналистам быть объективным проводником между жизнью и аудиторией, что получило поддержку широких масс.

 

Информационные технологии в журналистике

Степень внедрения информационных технологий в журнали­стику в разных странах очень неравномерна. СМИ одних стран (США, Япония, Германия) уже работают в условиях компьютерных суперсистем и стремительных скоростей, другие (Китай, Россия, Восточная Европа) пребывают на разных этапах переходного пе­риода, третьи (ряд азиатских, африканских и южноамериканских стран) еще далеки от этого.

Введение в проблему. Специалисты, работающие в режиме современных технологий, часто используют словосочетания «ин­формационное пространство», «информационная структура», «ин­формационные технологии», «протокол» и др. Что они означают?

Информационное пространство (киберпространство) — в отли­чие от привычного для нас физического пространства это колос­сальный абстрактный объем, заполненный информацией, произ­водимой во всем мире. Привычные измерения здесь неуместны, так как речь идет об электронной информации, представляющей собой бесконечно малые величины. Содержание этого простран­ства очень сложно и многообъемно, поскольку сюда вторгаются все, кто имеет компьютер, модем и канал выхода в него, что сего­дня уже очень широко распространено. Основные элементы дан­ного пространства: современная информационная инфраструкту­ра; информационные, телекоммуникационные и компьютерные технологии; информационные ресурсы; средства массовой ин­формации; международные способы взаимодействия информа­ционно-компьютерных систем разных стран; рынок информацион­ных ресурсов, технологий, продуктов и услуг; национальные системы обеспечения информационной безопасности и др.

Информационная инфраструктура состоит из межгосударст­венных (международных, межнациональных), государственных, зональных, корпоративных, групповых и индивидуальных компью­терных сетей; телекоммуникационных сетей; средств массовой информации; каналов передачи данных общего и специального назначения; электронной почты; средств управления информаци­онными потоками и обменом; новых сфер сетевой деятельности по профессиям (реклама, паблик рилейшнз, менеджмент, марке­тинг, различные виды сервиса) и т.д.

Информационные технологии. Таких технологий огромное множество, каждая из них технически индивидуальна, большая часть засекречена и к тому же быстро меняется. По мнению спе­циалистов, среднее время замены технологии составляет от 3 до 5 лет, предполагается, что в ближайшее время они начнут обнов­ляться каждые 2 — 3 года.

Следующая важнейшая особенность подобных технологий- их разнообразный масштаб: от всемирных до узко ведомственных. Наиболее распространенной в мире является WWW-технология. Ее создание в 1998 г. в Европейской лаборатории элементарных частиц (CERN), находящейся в Швейцарии, завершило длитель­ный поиск общеприемлемой для всех мировой базы данных по поиску и передаче массивов информации. WWW — сокращение от первых букв World Wide Web, что означает «всемирная паутина». Авторы издания «Интернет. Справочная книга руководителя» сле­дующим образом характеризуют эту технологию: «WWW — это ми­ровая виртуальная файловая система, широкомасштабная гипер­медиа среда, ориентированная на предоставление универсального доступа к документам… В настоящее время WWW — самый популярный вид сервиса Интернет»[17]. Основу WWW — технологии составляют следующие звенья: «язык гипертексто­вой разметки документов HTML (HyperText Markup Language); протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP (HyperText Transfer Protocol); унифицированный определитель адресов ре­сурсов в Интернет URL (Universal Resource Locator); универсаль­ный интерфейс шлюзов CGI (Common Gateway nterface)»[18].

Например, разработанная фирмой Microsoft технология Activex предназначена для создания приложений. Технология CSTA (Computer Supported Telecommunications Application) актив­но использует возможности вычислительной техники. Технология фирмы Microsoft OLE (Object Linking and Embedding) применяется при компоновке объектов. Сам Интернет, по большому счету, есть технология межсетевого взаимодействия, основанная на семей­стве протоколов TCP/IP.

Сетевой протокол. Компьютеры, подключенные к сети, долж­ны понимать друг друга, т. е., уметь взаимно получать и переда­вать информацию. Для этого необходимы правила взаимопони­мания, которые и называются «протоколом». Основным протоколом в интернет является TCP/IP протокол, который, в свою очередь, состоит из двух протоколов — Интернет — протокола IP и протокола управления передачей TCP (Transmission Control Protocol)». Без протоколов, то есть, согласованных систем взаимо­понимания, работать в интернете невозможно.

Возникновение интернета. Роль университетов в его соз­дании. Некоторые исследователи считают, что Интернет создан специалистами по компьютерам по заданию Министерства оборо­ны США. Первоначальный импульс Интернету дали ученые Ка­лифорнийского университета в Лос-Анжелесе в 1969 г. В самой первой системе (узле), который назывался ARPANET, было всего четыре компьютера. В 1970 — 1971 гг. в узел было добавлено еще пять систем других университетов: Калифорнийского в Санта- Барбаре, Стэнфордского, Юты, BBN и Массачусетского техноло­гического института в Гарварде. Ученые вузов резко обогатили свои библиотеки, появилась возможность обмениваться обшир­ной информацией. Словом, роль перечисленных университетов США в создании, демонстрации миру уникальных возможностей и перспектив компьютерных технологий несомненна.

Роль правительств в развитии интернет. Мы хотим разве­ять известный предрассудок, будто технологическое и информа­ционное развитие во второй половине ХХ в. есть результат дос­тижений талантливых ученых и умеющих работать фирм, которые стремились получить прибыль. Главным двигателем прогресса является, несомненно, государство, это подтверждает пример всех стран, имеющих развитые информационные технологии — США, Японии, Германии. Без поиска, выявления, материального обеспечения специалистов, а также без гигантских капиталовло­жений для производства, передачи компьютеров и технологий (в том числе в военных целях) научно-исследовательским учрежде­ниям, бюро и вузам ни у кого ничего бы не получилось, изобрете­ния остались бы неизвестными вещами в себе. Именно прави­тельства, обладающие необходимыми полномочиями, людскими и финансовыми ресурсами смогли обеспечить решающий в исто­рии человечества прорыв информационных технологий. Вот два примера.

Когда в 1959 г. бывший Советский Союз запустил первый спутник Земли, американские военные всерьез задумались о том, как защитить свои оборонные системы от возможного удара из кос­моса. Выход был найден в рассредоточении центров управления военными арсеналами, в их локализации, то есть другими слова­ми, в создании многих независимых друг от друга центров, кото­рые могли бы автономно управлять военными системами даже при выведении из строя части из них. Главная лаборатория стра­ны — Bell Laboratories — фактически работала на щедрые военные заказы. За четверть века, благодаря финансовой поддержке госу­дарства, американцы развили неуязвимость своих систем проти­воракетной обороны до высочайшей степени, от локализации в виде небольших систем ARPANET до их размещения на космиче­ских объектах по программе президента Рейгана, названной «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ).

Как видим в превращение Интернета в мировую компьютер­ную сеть начальный капитал вложили Министерство обороны и правительство США. Они же выделяли значительные финансо­вые средства на развитие консорциума американских электрон­ных компаний SEMATECH.

Подобным образом поступило и правительство Японии. Здесь этим занималось Министерство внешней торговли и промышлен­ности (MITI). В Японии университеты не занимали ведущее поло­жение в разработке информационных технологий, решающую роль здесь сыграли национальные корпорации которые объеди­няло и направляло MITI, постоянно финансировавшее технологи­ческие новации компаний. В результате страна за 20 лет (к сере­дине 80-х годов) стала успешно конкурировать в вопросах сверхскоростных технологий с такой супердержавой как США, а в ряде вопросов и обошла ее, так как не тратила так много средств на военную промышленность.

Такую же решающую роль в бурном развитии в своих странах информационных технологий сыграли правительства Англии, Франции, Германии, Южной Кореи, Тайваня, Малайзии, Сингапу­ра, Индии и Китая. Методы не везде совпадали. Одни правитель­ства полностью финансировали все разработки и их реализацию, другие размещали заказы на нужных предприятиях, третьи объе­диняли и направляли ведущие национальные компании. Но глав­ным инициатором и спонсором проектов по информационным технологиям всегда было именно государство. Это и понятно, ес­ли учесть стоимость, масштабы закупки технологий и оборудова­ния, их разработки, внедрения в жизнь страны. Кстати, только го­сударство, если это невыгодно для его аппарата, может спокойно свести на нет любую информатизацию и компьютеризацию, как это было до середины 1980-х годов в бывшем СССР.

Развитие информационных технологий в 1970 — 1990-е го­ды. Если в 1969 г. ARPANET соединял всего четыре компьютера, то в 1971г. он объединял уже 15 узлов из 23 компьютеров, в 1972г. — 40 компьютеров. В 1973г. подключились первые ино­странные узлы из Великобритании и Норвегии. В 1977г. ARPANET состоял из четырех крупных сетей и 111 компьютеров. В 1978г. два студента из Чикаго, Уорд Кристенсен и Рэнди Сьюэсс, сконст­руировали специальный аппарат, который позволял модулиро­вать и демодулировать электросигналы, это приспособление по­лучило название модем. Он позволил соединять компьютеры че­рез обыкновенные телефонные линии. В 1979г. эти студенты рас­пространили Икс-модем-протокол, давший возможность переда­вать файлы непосредственно друг другу в обход хост-систем. В целом в 1970-е годы в ARPANET использовались линии с переда­чей 56 тыс. битов в секунду.

В 1980г. начала функционировать сеть сетей ARPAINTERNET, которая в 1981г. объединяла 213 компьютеров. В 1983г. была создана технология UNIX- метод оперативной связи между элек­тронными машинами. В том же году, из-за возросших нагрузок и потребностей, сеть разделилась на две: сеть научных исследова­ний ARPANET и сеть военных исследований MILNET. В 1984г. была введена доменная система имен Domain Name System (DNS), а число компьютеров превысило 1000, в следующем году оно удвоилось. В 1986г. в США была создана сеть NSFNET, ини­циатором выступил Национальный научный фонд (National Science Fondantion — NSF). Сеть объединяла пять крупных компь­ютерных центров. Технология ARPANET для нее не подошла, и сеть стала соединяться при помощи собственной системы связи NSFNET, которая впоследствии стала базовой сетью для Интер­нет. В 1987 г. сетевые системы передавали информацию со ско­ростью 1,5 млн. бит в секунду, в сети было уже 10 тыс. машин. В 1989 г. 159 тыс. компьютеров было размещено в 837 сетях. В 1990 г. ARPANET перестал существовать, а Интернет стал главной ми­ровой информационной сетью.

В том же 1990 г. началась коммерциализация Интернета. Росло число доменов (субсетей), работали сотни тысяч компью­теров. Были созданы первые виртуальные магазины, получившие ныне большой размах.

В 1998 г. было уже 30 млн. компьютеров и 150 тыс. сетей, од­нако и это не предел. Как показывают сегодняшние прогнозы, тех­ническая емкость интернетовского киберпространства бесконечна…

Особенности и возможности интернета как источника массовой информации. С расширением связи интернета с ком­пьютерами остальных государственных, производственных, обра­зовательных и других организаций стало нецелесообразно сохра­нять его в рамках Пентагона. Интернет был открыт для всех — он стал общедоступным и многофункциональным средством инфор­мации, широко использующимся в вузах, школах, научно- исследовательских учреждениях и на дому. Информационные агентства, редакции газет, журналов, радио и телевидения в чис­ле первых оценили возможности Интернета, стали в массовом порядке подключаться к нему для получения и обмена необходи­мыми материалами.

Интернет, в принципе, может все: направить в любую точку планеты информацию и почту, использовать удаленный на тыся­чи километров компьютер как свой собственный, покупать и про­давать товары, самостоятельно переводя деньги со счетов бан­ков, читать «электронные публикации», участвовать в различных дискуссиях, получать тексты нужных документов и видеоизобра­жения. Все эти операции осуществляются, как уже говорилось, с помощью технологии WWW- популярной информационно- справочной системы, которая является своего рода глобальной, планетарной, электронной энциклопедией.

В ХХ1 в. Соединенные Штаты не намерены останавливать процесс дальнейшей глобализации своей национальной (а по су­ти международной) информационной инфраструктуры и продол­жают вкладывать огромные финансовые средства в укреплении ее технологической базы. Создание подобных, нацеленных на дальние перспективы суперсовременных технологий — главный путь для США в деле сохранения своего экономического, полити­ческого, военного, но прежде всего информационного лидерства в мире. ХХ1в. — это век высокоскоростных информационных техно­логий, поэтому всякое преимущество любой страны будет бази­роваться прежде всего на таких технологиях.

Интернет в корне изменил традиционные представления о по­требителях и поставщиках информации, размыл границы между содержанием информации и средством связи. Предсказание Маклюэна о том, что средство информации есть одновременно и вы­ражение ее содержания — в немалой степени сбывается.

Чтобы установить связь с интернетом, не требуется никакой лицензии. Сеть устроена так, что любой потребитель, имея соот­ветствующее подсоединение, может спокойно входить в любой сайт, получать имеющуюся новость, отправлять свои материалы, напрямую вести двухсторонние переговоры. Если имея только радио или телеприемник невозможно вести телепередачу, а имея только подписку на газету невозможно издавать ее, то, имея дос­туп к интернету, можно не только получать информацию, но и са­мому участвовать в создании и распространении новой информа­ционной продукции, то есть, работать во взаимном, так называемом интерактивным режиме.

Вопрос о правомочности контроля за работой интернета стал подниматься лишь в последнее время. Нехватка вещательных частот (как на радио) не относится к интернету. Специалисты от­мечают, что мощность сети определяется не числом предостав­ленных ей электромагнитных волн, а количеством проводов, во­локонно-оптических кабелей, мощностью маршрутизации компьютеров, которые можно расширять без ограничения. Так что традиционные критерии и причины для введения контроля за Ин­тернетом не имеют объективного обоснования.

В то же время включение интернета в систему средств мас­совой информации вызвало задачу контроля над содержанием размещенных в нем материалов для защиты несовершеннолет­них и других лиц от информации порнографической или побуж­дающей к конфликтам. Интернет не только средство коммуника­ции, это также издательская и вещательная сеть, которая активно включается в конкуренцию с традиционными органами печати и вещания.

Развитие информационной техники поставило на повестку дня вопрос обеспечения информационной безопасности госу­дарств со слабой технологической инфраструктурой. Информаци­онная экспансия стран с развитой коммуникационной системой и запасами информационного «оружия» может привести к социаль­ным катаклизмам, нарушению поступательного развития культур других народов.

Интернет, иные электронные системы информации уже широ­ко используются в современном мире. Поэтому задача примене­ния их в мирных, благих целях становится одной из актуальных. На международном уровне разрабатываются документы, заклю­чаются договора между правительствами по пресечению различ­ных незаконных действий, например, электронных взломщиков (хакеров). В этих документах отражаются конкретные меры по предотвращению террористических актов в сфере коммуникации, информационной войны, ограничению масштабов и методов воз­действия информационного оружия.

Всеобщее кибернетическое, информационное пространство должно служить целям созидания, расширению сотрудничества между народами, увеличению знаний и опыта. Гуманитаризация информационного общества обеспечивается, в том числе, вклю­чением в образовательные программы вузов и школ дисциплин о культурах древних цивилизаций, предметов по литературе, искус­ству, музыке, истории народов и государств.

Функции интернета. Большинство специалистов считает, что у Интернет пять основных функций: информационная, почтовая, объявления, рекламная и развлекательная. Информационная функция характеризуется еще и как он-лайновая (так называются горячие линии изданий СМИ, информационных бюро и агентств, которые размещают новостные линии в интернете). Некоторые агентства помещают новости и материалы на основных языках мира (ЮПИ: английский, французский, немецкий, русский, араб­ский), большинство из них имеет по четыре-пять линий диффе­ренцированных новостей.

Почтовая функция всем известна, это Э-mail. Это чрезвычай­но активно распространяющаяся форма обмена информацией, в том числе между абонентами, находящимися на огромном рас­стоянии друг от друга, на различных континентах.

Электронная доска объявлений называется BBS (Bulletin Boatal System). Это практически неисчерпаемый перечень объяв­лений, на который очень легко выйти, просмотреть его. Реклам­ная функция понятна сама собой. Электронные игры, среди кото­рых много непристойных, занимают чуть ли не половину всего киберпространства, что не может не настораживать.

Этот перечень был верен до середины 90-х годов, когда в ин­тернете открылись первые электронные магазины. К данной затее специалисты отнеслись скептически, однако покупка через элек­тронные магазины приобрела большой размах, к такому способу работы быстро перешли аптеки, прачечные, рестораны и др. Так что сегодня к пяти перечисленным функциям с полным основани­ем можно добавить шестую (торговую) и седьмую (оказание ус­луг).

Интернет в Узбекистане. Впервые интернет в нашей рес­публике непосредственно для национальных средств массовой информации начал действовать в мае 1996г. В Информационном центре аппарата Президента была организована международная группа, одной из функций которой был сбор и передача по мо­демной связи оперативных мировых новостей телерадиокомпании и ведущим газетам республики: «Халк сузи», «Народное слово», «Правда Востока» и «Узбекистон овози». Позже были подключе­ны и другие издания. Новости ЮСИА, «Ассошиэйтед Пресс», «Юнайтед Пресс Интернэшнл», «Рейтер», «Франс-Пресс» и дру­гих агентств переводились на русский язык данной группой и в та­ком виде пересылались в редакции. Можно утверждать, что таким образом началась самостоятельность Узбекистана в освещении международных событий.

Непосредственный специалист по интернету для журнали­стов Д.К.Рашидова пишет, что «использование возможностей сети — весомое экономное подспорье для журналистов, чья работа зна­чительно облегчается. За примером достаточно обратиться к опыту Узтелерадиокомпании, значительно увеличившей и расши­рившей международную тематику (в числе прочих шагов) и за счет использования Интернета как источника оперативной, исто­рической, культурной, экономической и политической междуна­родной информации»[19].

Многие экономически состоятельные издания (например, «Бизнес-вестник Востока») и др. также активно подключаются к интернету. С 2001г. республиканские СМИ имеют свои сайты в интернете; теперь граждане любого государства, подключенные к сети, могут читать их материалы (например, газеты «Народное слово»).

Важной вехой на пути развития информационных технологий и интернета в Узбекистане стало Постановление Кабинета Мини­стров республики от 23 мая 2001 г. «О мерах по организации раз­работки Программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001 — 2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам «Интернет». Поста­новлением предусмотрено: 1) создание республиканской рабочей группы по разработке Программы развития компьютерных и ин­формационных технологий на 2001 — 2005 годы; 2) широкое вне­дрение современных компьютерных и информационных техноло­гий в отраслях экономики; 3) обеспечение широкого доступа учебных и исследовательских учреждений, предприятий и органи­заций к международным информационным сетям; 4) создание республиканского Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий; 5) создание республиканского Фон­да поддержки развития компьютерных и информационных техно­логий и др.»[20]. Этот документ дал важный импульс для развития в Узбекистане компьютерных технологий. Но все же сделанное нельзя считать достаточным.

Что из этого вышло… Мы сегодня с вами  пожинаем их плоды!

Здесь есть смысл порассуждать о понятии интернет-журналистика. В мире существует 2 понятия. Одни интернет причисляют к журналистике. Другие интернет считают средством массовой коммуникации. В Узбекистане принята первая версия.

Здесь опять можно поразмышлять о таком новом явлении как блогеры, и какое они могут иметь отношение к журналистике.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что у  жуналиста есть социальная ответственность за публикуемые материалы.

А блогеры… несут ли они ответственность?!

Ведь социальная ответственность журналиста перед обществом предполагает наличие высокой гражданской позиции, правдивости, объективности.

Как мы видели, хотя ученые университетов США и положили начало мировой компьютерной сети интернет, своим широким развитием она обязана, несомненно, военным и правительствам всех развитых стран. За небольшое время интернет стал мощной сверхскоростной информационной технологией, паутина которого расползлась по всей планете, надежно соединив абонентов в различных ее точках между собой. Особенно важен, после воен­ных, Интернет для редакций СМИ во всем мире.

В заключение 2-темы отметим, что одной из преобладающих тенден­ций функционирования современной зарубежной журналистики яв­ляется экономическая независимость СМИ, а также придание журналистике статуса четвертой власти, деление общемирового потока сообщений на журналистику фактов и журналистику мне­ний и умелое использование преимуществ современных техноло­гий.

Не представляет никакого сомнения, что свободной может быть только экономически независимая журналистика. Разумеет­ся, очень спорным является сам вопрос о формах и степени такой свободы, раз материально редакции зависят от рекламодателей, учредителей и др. Очевидно одно- редакции могут быть свобод­ными, независимыми от рекламодателей, учредителей и спонсо­ров, если они будут вести грамотную экономическую политику, не поступаться принципами объективности, справедливости, гуман­ности и т.д. Данный вывод одинаково справедлив как относитель­но печатных изданий, телерадиостудий, так и информационных агентств, служб в любой стране. Другое дело, что осуществлять такую грамотную экономическую политику непросто. Возможно, что на начальных этапах экономического становления независи­мой журналистики ей потребуется определенная поддержка госу­дарства — льготами в области налогов, бумаги, аренды помеще­ний, оборудования, эфира и т.д. Такой период пережили все страны, его сегодня переживают Россия, Узбекистан, другие госу­дарства на постсоветском пространстве.

Достаточно сложным является становление, рост журнали­стики до своего наиболее развитого состояния — приобретения ею статуса четвертой власти. Нынешние материалы прессы Узбеки­стана пока нельзя считать достаточными — ни в историческом, ни в теоретическом, ни в практическом планах. Публикации носят или поверхностный, или относительный характер.

Здесь уместно привести оценку деятельности СМИ, данную Главой государства Ш.М. Мирзиёевым в  докладе на торжественном собрании, посвящённом 26-летию принятия Конституции Республики Узбекистан.

Подчёркивая о важной роли средств массовой информации в жизни общества говорит: «Я постоянно наблюдаю за их деятельностью. К сожалению, в газетах, на телевидении и радио, критические и передачи о сути реформ, проблемах, связанных с исполнением принимаемых законов и решений, расследования по обращениям граждан – очень редкое явление.

А ведь средства массовой информации призваны стать настоящими защитниками интересов народа в процессе преобразования. Для этого они должны обладать решимостью и профессиональным мастерством, объективностью к глубокому анализу.»

Убийственная оценка. Между строк читается, нет ни решимости, ни профессионального мастерства, ни объективности, ни способности к глубокому анализу…

Изучение мирового опыта формирования журналистики как четвертой власти имеет огромное поучительное значение не только для Узбекистана, но и любой страны, где она еще не стала таковой. Превращение журналистики в четвертую власть во всех странах, как показало изучение, проходит одни и те же этапы с небольшой внутринациональной спецификой. В этом плане жур­налистику как четвертую власть можно считать общечеловече­ской ценностью.

Давно общепризнанно в мировом масштабе деление журна­листики на новостную и комментирующую. К этому сотрудников редакций вынуждают потребности аудитории- необходимо облег­чить, ускорить восприятие журналистских сообщений.

Новостная журналистика формирует глобальное, панорамное, мозаичное мышление людей, показывает, насколько велик и раз­нообразен мир. Но суметь разобраться в широком потоке собы­тий, новостей, фактов, сориентироваться в происходящем, полу­чить навыки аналитического мышления помогает комментирующая, обозревательская журналистика.

Последняя четверть ХХ в. охарактеризовалась переходом журналистики развитых стран и остального мира к новым высоко­скоростным информационным технологиям. Они существенно преобразили облик журналистики.

Активное вхождение на рубеже веков в интернет, его быстрое расширение за счет новых стран и СМИ — наиболее знаменательная, яркая тен­денция развития зарубежной журналистики . Для владеющего английским языком журналиста появились поистине потрясающие возможности поиска, сбора и обработки информа­ции по всему миру за очень короткое время. Однако масштабы компьютерных технологий, финансовые затраты на их внедрение столь велики, что без участия правительства или крупных, состоя­тельных организаций и фирм данная задача будет решаться не­допустимо медленными темпами.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО.

1.Что нового мы для себя открыли, нашли  из темы «История

становления зарубежной журналистики»?

2.Что такое, «Концепция свободного потока» и  «Новый международный

информационный порядок» — НМИП?

3.Прокомментируйте нижеследующие понятия:

— теория авторитарной прессы;

— этическая теория прессы;

— теория социальной ответственности;

— технологизация СМИ;

4.Объясните суть вопросов:

— проблематика современной зарубежной журналистики;

-две концепции понимания журналистики в Узбекистане.

_________________________________________________

[1] Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. С. 133.

[2]  Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997. С. 177-178.

[3] Цит. по: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы.

[4] Цит. по: Рэндалл Д. Универсальный журналист. С. 35.

[5] Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. С. 130.

[6] Цит. по: Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы по масс-медиа. С.180.

[7] Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. С. 127.

[8] Рэндалл Д. Универсальный журналист. С. 216.

[9] Уллмен Д. Журналистские расследования. Современные методы и техника. -М.: Виоланта, 1998. С. 54.

[10]         Майн Х. СМИ в ФРГ. С. 40.

[11]         Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. С. 182-183.

[12]         Майн Х. СМИ в ФРГ. С. 92-93.

[13] Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Стокгольм: Вэрнамо, 1999. С. 131.

[14]         Там же.

[15] Каспи Д. Власть и политика в государстве Израиль. Социально- политическая динамика. Часть 10. СМИ и политика. Тель-Авив: «Открытый университет», 1997. С. 220.

[16] Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: «Аспект Пресс», 2000. С. 52.

‘ Интернет. Справочная книга руководителя. Под общ. ред. А.Е. Круп- нова.-М.: ФИОРД, 1998. С. 47.

[18] Там же.

Рашидова Д.К. Интернет как источник журналистской информации. Тексты лекции. Т.: Национальный университет Узбекистана, 1999. С. 15.

[20] См.: «Народное слово». 2001. 24 мая.

1а

ЎзМУ Журналистика факультети доценти Шавкат Миралимов  ушбу фан маърузалари матнини тайёрлашда яқиндан ҳамкорлик қилиб, амалий ёрдам берган профессор Фотима Мўминовага ва унинг ўқув қўлланмаси асосида ишимизга кўмаклашган тадқиқотчи  Муҳайё Саидовага самимий миннатдорчилик изҳор этади.

Шавкат МИРАЛИМОВ: Спасибо за внимание. До встречи на следующих видеоуроках.

Берегите себя.

You may also like...

2 Responses

  1. Муҳайё:

    Раҳмат

  2. действительно, профессионализм журналистики требует опору на факты. Без фактов нет хорошего медийного материала. Учитывая что мир переполнен информацией, СМИ и тех кто им подражает (блогеры), аудитории сложно ориентироваться на правду. Многие даже перестали верить СМИ, из-за тех, кто мусорит в профессиональной деятельности (желтая пресса и т.п) .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>